Основные православные праздники
Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.
Воздвижение Креста Господня
Празднуется: 27 сентября;
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы — горы, где был распят Иисус Христос. Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя. По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!” Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
После I-го Вселенского собора имп. Константином было принято решение о благоустройстве Святых мест в Иерусалиме, о чем было направлено соответствующее письмо иерусалимскому епископу Макарию. Исполнению этих благочестивых намерений во многом способствовала мать императора Елена, прибывшая с письмом в Иерусалимскую Церковь в 326г. Место страданий и погребения Иисуса Христа было ещё в 119 году по повелению имп. Адриана завалено землей и вымощено камнями, рядом построен языческий храм. И вот, теперь при расчистке этих Святых мест были обретены честные останки Креста Господня. Значительная часть которых была заключена в серебряный ковчег и вручена предстоятелю Иерусалимской Церкви с указом: хранить Святыню для грядущих поколений. Некоторая часть Святого Креста и найденные гвозди царица Елена отправила в Константинополь, о чем свидетельствуют древние хроиники. Вскоре усилиями паломников частицы Креста Господня стали разноситься по всей вселенной. Иоанн Златоуст (+407) писал о благочестивой традиции, почитания частичек Великой Святыни христианами: «многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее», — именно отсюда берет начало благочестивая традиция непременного ношения на себе знака Креста.
В практике Иерусалимской Церкви тогда возникли особые празднования, воспоминающие как обретение Креста, так и строительство храмов на месте Крестной Смерти и Воскресения Спасителя: один на предполагаемом месте Голгофы, именуемый Мартириум, другой – на месте Воскресения, освящение которого состоялось 26 сентября (13 по ст. ст.) 335 г. Этот день в календаре (канун Воздвижения), и поныне содержит воспоминания об обновлении (освящении) храма Воскресения, и является престольным праздником всех Воскресенских храмов. В славянской традиции этот день именуется: «Воскресение словущее» (т.е. «так называемое»). В православный месяцеслов под 13 сентября был внесен также день памяти мч. Корнилия, римского сотника, бывшего у Креста Господня во время распятия Спасителя.
Святой Крест Господень, останки которого хранились в Иерусалиме, был похищен ханом Хозроем во время персидских завоеваний в 614 г. и возвращен из плена усилиями императора Ираклия спустя 14 лет. Останки Креста вернули в сопровождении иерусалимского патриарха Захарии, который в простой одежде, босой сам нёс Святыню в Иерусалим, совершив, предположительно 27 сентября (14 сентября по старому стилю), честное Воздвижение Креста, благословляя народ, — народ же многократно восклицал: «Господи помилуй». Эти события, послужили усугублением древнего праздника Креста и побуждением для верующих к аскетичному проведению этого дня, что заложило основу традиции поста в этот день.
В своей первоначальной форме знаменитый чин воздвижения предполагал приготовление трех крестов, лишь один из которых воздвигался, украшался и намащивался благовониями. Эта древняя форма чина наиболее повторяла исторические события распятия Иисуса и обретения Креста. Нынешний чин воздвижения в большей степени повторяет воздвижение, совершённое патр. Захарией после персидского пленения Святыни, и совершается непременно епископом после Литургии. А изнесение Креста на середину храма совершается во всех церквях в конце Утрени.
О дальнейшей судьбе останков Креста Господня известно, что после персидского пленения Святыня бережно хранилась в Иерусалиме. В IX веке в числе клириков храма Воскресения были два учиненных пресвитера, в обязанности которых входило охранение Великой Святыни. При крестоносцах в конце XI — начале XII вв. честное Древо также продолжало пребывать на Святой земле. Но в дальнейшем судьба Креста теряется, возможно, в виде частичек со временем останки Крестного Древа были полностью разнесены по всему свету, а может, останки Святыни были утрачены во время борьбы с арабами за Иерусалим.
Известно, что к VIII в. событие возвращения Креста Господня из Персидского пленения четко фиксируется в воспоминаниях Церкви 27 сентября (14 по ст. ст.), а в римской традиции под этой датой также значится воспоминание чудесного явления знака Креста имп. Константину Великому в 312 г. Имели место Крестные воспоминания ещё и 20 мая (3 по ст. ст.). По одному из Римских преданий при обретении Креста принимал участие папа Евсевий, понтификат которого приходится на первое десятилетие IV века, по всей вероятности он привез в Рим частицу Креста Господня после его обретения в Иерусалиме, и относилось это событие именно к 20 мая (3 по ст. ст.). Интересно, что в современном славянском церковном календаре воспоминания обретения Креста царицей Еленой значится как малое будничное празднование, под 19 марта (6 по ст. ст.), но откуда взялась эта дата – не совсем ясно. Скорее всего, исторически обретение Святого Креста в 326 г. происходило не в сентябре, а незадолго до Пасхи или вскоре после неё. В Иерусалиме поклонение Кресту также отмечалось помимо сентября ещё и в один из послепасхальных дней, о чём можно судить, например, из слов патриарха Софрония Иерусалимского (+ ок. 642). Характерно, что и сегодня в нашем календаре под майским воспоминанием о кресте (3 мая по ст. ст.), не имеющем значения большого праздника, значится чудо о явлении на небе знамения Креста в Иерусалиме, бывшее в 351г.
В византийской практике к X веку в уставе фиксируются предписания об особом выделении субботы и недели пред Воздвижением, отмеченные специальными чтениями из Священного Писания. С этого времени в уставах стали постоянно отмечать день Воздвижения обязательным постом, намекая на его очистительное значение и не писаные практики этой традиции. К примеру, Никон Черногорец (2-я пол. XIв.) пишет об этом так: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения…но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство».
По замечанию преосвященного Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока» (XIXв.) основные воспоминания Креста, лежащие в основе двунадесятого праздника, были полностью отнесены с мая на сентябрь ввиду не соответствия светлых пасхальных дней радости со скорбным характером воспоминаний о Кресте.