Виды богослужений в Православии.

Богослужение – внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: 9й час вечерню, повечерье, полуночница, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, часы и литургию. Кроме основных, регулярных богослужений, существует целый ряд служб, совершающихся по просьбам верующих (молебны, панихиды и другие), а также богослужения таинств.

ALT

Общественные Богослужения проходящие в храме святителя Иоанна Милостивого совершается от лица всей Церкви и по потребностям всех христиан.

Божественная Литургия – общее делание.

Общая характеристика службы Часов, виды часов
и их место в богослужении.

Часы являются частью богослужения суточного круга. В течение одних богослужебных суток могут служиться 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Первый час по своему смысловому содержанию примыкает к богослужению утра, поэтому чаще всего на практике присоединяется непосредственно к службе Утрени. Девятый час является завершающей службой суточного круга и обычно присоединяется к богослужению вечера и служиться непосредственно перед Вечерней. Третий и Шестой часы являются дневными службами (в течение дня), в нынешней практике они, чаще всего, читаются перед Литургией и в это время совершается проскомидия (приготовление веществ для Евхаристии с поминаниями членов Церкви). В богослужениях будних дней периода Великого поста 1-час всегда присоединяется к богослужению утрени, а 3, 6 и 9-й часы служатся вместе один за другим с присоединением «изобразительных».

ALT

Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями новозаветной истории. На первом часе, содержится благодарение Богу за наступление дня и моления о благословении на предстоящий день. Также первый час напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. На третьем часе воспоминается событие сошествия Святого Духа на апостолов, совершившееся в этот час в день Пятидесятницы. Также этот час напоминает о надруганиях над Господом иисусом Христом и бичевании Его после суда у Пилата. На шестом часе совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии Иисуса Христа на Голгофе. На девятом часе воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Виды Часов в современной богослужебной практике.
• Обычные часы. Общая схема часа представляет собой следующее последование:
— Трехпсалмие (в каждом часе свои 3 псалма);
— Тропари дня с богородичном часа и краткой библейской песней;
— Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»;
— Молитва «Иже на всякое время…»;
— Благословение от священника;
— Заключительная молитва.
• Великопостные часы. По сравнению с обычными часами имеется целый ряд особенностей. После трехпсалмия часа добавляется кафизма по уставному расписанию, за исключением 1-го часа в понедельник и пятницу, и 9-го часа в пятницу. Кафизмы также не читаются на 1-ом и 9-ом часах в Великие понедельник, вторник и среду. Тропари на часах используются специальные для каждого часа, произносимые с земными поклонами (тропарь + стих + тропарь + стих + тропарь). На 6-ом часе после тропарей часа и богородична добавляется тропарь пророчества с прокименом, ветхозаветная паремия (как правило, из книги пророка Исайи) и ещё один прокимен. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами (3 земных + 12 поясных + 1 земной), на 9-м часе – только с 3-мя земными поклонами. По воскресным дням вечером и в дни полиелейных святых молитва св. Ефрема Сирина на всех часах совершает ся только с 3-мя поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа:
1-й час – утренняя молитва, – «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.»
3-й час – сошествие Святого Духа на Апостолов, – «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам ниспославый, того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.»
6-й час – распятие Иисуса Христа, – «Иже в шестый день же и час в Раи пригвождей дерзновенный Адамов грех, и согрешений наш рукописании раздери, Христе Боже, и спаси нас.»
9-й час – крестная смерть Иисуса Христа, – «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый и умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас.»
• Великие (Царские) часы. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе. На 1-м и 9-м – полное каждение совершается священником в предшествии диакона с зажженной свечой. На 3-м и 6-м часах диакон совершает малое каждение. Царские часы служатся только 3 раза в году, в следующие дни:
— Навечерие Рождества Христова;
— Навечерие Богоявления (Крещения Господня);
— Великая Пятница.

В случае, когда Навечерие Рождества или Богоявления попадает на субботу или воскресенье, Царские часы переносятся на день-два назад – на пятницу.
По сравнению с обычными часами Царские часы имеют ряд особенностей.
В каждом из часов два псалма из трехпсалмия подобраны специальным образом и только один — обычный; после тропарей дня добавляются несколько тропарей (стихир) с припевами (по типу исполнения стихир на «стиховне»), прокимен, чтение паремии из Ветхого Завета, отрывка из Апостола и Евангелия. Все часы с 1-го по 9-й читаются вместе один за другим с присоединением после 9-го часа последования «изобразительных», входящее, в данном случае, в чинопоследование Царских часов.
• Пасхальный час. Имеет особый праздничный характер, исполняется без псалмов и молитв, полностью поется и служится в период пасхальной Светлой седмицы, заменяя обычное последование любого из часов, повечерие и полунощницу. Иногда в качестве утренних и вечерних молитв благословляется пение пасхального часа плоть до отдания Пасхи. Общее последование Пасхального часа следующее:
— Возглас священника: «Благословен бог наш…»;
— Тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (3 раза);
— «Воскресение Христово видевшее…» (3 раза);
— Ипакои: «Предварившия утро…»;
— Кондак: «Аще и во гроб…»;
— Тропарь: «Во гробе плотски…»;
— Слава: «Яко живоносец…»;
— И ныне: «Вышняго освященное…»;
— Господи помилуй (40 раз);
— Слава, и ныне: «Честнейшую херувим… Именем Господним благослови отче»;
— Возглас священника: «Молитвами святых отец наших…»;
— Тропарь: «Христос воскресе из мертвых …» (3 раза);
— Слава, и ныне: Господи помилуй (3 раза). Благослови;
— Пасхальный отпуст;
— Тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (3 раза, поскору)

Акафист

Особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Служиться в храме ежедневно , по будням в 18 часов, в воскресенье в 13:30 и в 18 часов, согласно расписанию.

Частные
совершается по нуждам и желаниям конкретных людей. Это так называемые требы: крещение, венчание, соборование, погребение и поминовение усопших, водосвятие, молебны и более мелкие последования, смысл которых — в освящении всех сторон жизни верующего человека.

Уставные последования и виды Вечерни, её место в суточном круге.

Виды Вечерни
1. Великая (праздничная)
2. Вседневная

ALT

Вечерня является первой службой, открывающей богослужения суточного круга, уставным временем её служения в течении суток является вторая половина дня ближе к вечеру (во всяком случае, не ранее трех часов дня по нашему счёту). Перед Вечерней в монастырской практике (а иногда и в приходской) служится 9-й час – последнее богослужение предыдущих богослужебных суток. После Вечерни в общем уставном порядке предполагается вкушение пищи (ужин). И даже в составе Всенощного бдения с литией предполагается вкушение освященного хлеба и вина сразу после Великой вечерни перед чтением шестопсалмия Утрени. Обязательно следует отметить, что известное в современной практика служение Вечерни, после которой сразу же служится Утреня в вечернее время суток, полностью противоречит традиционному Уставу богослужения.
Существует также служба, именуемая «малая вечерня». В современной приходской практике она не совершается, а по уставу её место предусматривается вечером в канун больших праздников, когда должно служится Всенощное бдение. По схеме «малая вечерня» примерно такая же, как и вседневная, но без ектений (кроме одной сугубой в конце).

Общая схема праздничной Великой Вечерни
(жирным цветом отмечены важнейшие древние элементы):
— Псалом 103 (Антифон), поется только на Бдениях (и в это время совершается каждение всего храма), в остальных случаях читается (без каждения);
— Мирная Ектения;
— Кафизма «Блажен муж…» (Антифон);
— Малая Ектения;
— Стихиры на «Господи воззвах…» — Пс. 140, 141, 129, 116 (Антифон), в это время диакон совершает каждение храма;
— «Вход» (с кадилом, и изнесение свечи) + гимн «Свете Тихий…»;
— Прокимен дня;
— Чтение Паримий;
— Сугубая Ектения: «Рцем вси…»;
— Вечернее славословие «Сподоби Господи…»;
— Просительная Ектения: «Исполним вечернюю молитву…»;
— Стихиры на стиховне (т.е. со стихами);
— Молитва «Ныне отпущаеши» и «Трисвятое по Отче наш…»;
— Тропари дня и Богородичен (в воскресенье – «Богородице Дево радуйся» 3 раза);
— Окончание вечерни с отпустом (в случае служения Вечерни отдельно).

В случае совершения Великой вечерни с Литией (Бденные, Великие и двунадесятые праздники) после Просительной ектении совершается исход в притвор на Литию с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла).
В случае вседневной Вечерни кафизма читается рядовая по учиненному уставу чтений псалтири во весь год; «Входа» и Паримий – нет; Сугубая ектения перемещается в конец службы, сразу же после Тропарей.
В период Великого поста богослужение вседневной Вечерни имеет свои особенности: Читаются две паримии с двумя прокимнами; тропари после «Отче наш…» поются специальные, с земными поклонами; к концу Вечерни читается молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами.
В случае соединения Вечерни с Литургией «вход» совершается не с кадилом, а с Евангелием, после прокимна дня следует чтение Паремий, а затем малая ектения и Трисвятое, т.е. в этом месте осуществляется переход к Литургии (без литургийных антифонов), следует чтение Апостола и Евангелия и далее – Литургия по обычному порядку. Такое соединение бывает в следующие дни года:
• Навечерие Рождества Христова, если попадает на будний день (кроме сб. и вс.);
• Навечерие Крещения Господня, если попадает на будний день (кроме сб. и вс.);
• Благовещение Богородице, если попадает на будний день великого поста;
• Великий Четверг;
• Великая Суббота.

Смысловое содержание Вечерни и некоторые сведения
из истории её формирования.

Вечерня является богослужением одним из самых символичных по содержанию, основные смысловые темы по ходу последования открываются взору молящихся следующим образом:
• 103 псалом напоминает о творении Богом мира;
• Грехопадение человека, а точнее последствия этого, указываются в покаянных псалмах «Господи воззвах…», всегда сопровождаемых каждением;
• Пришествие в мир Христа-Спасителя раскрывается в трогательном вечернем гимне «Свете Тихий…»;
• Завершение всего (эсхатологическое разрешение) имеет напоминание в молитве Семеона-Богоприимца «Ныне отпущаеши…».
В изначальной традиции Вечерня известна как вечерняя молитва после захода солнца, именуемая: «светильничное благодарение». Вечернее зажигание лампад и воскурение фимиама в вечернее время было древнейшим и незыблемым постановлением для ветхозаветного Израиля (см. Исх. 30:8-9, Лев. 24:1-4). Христианская традиция развила обряд «светильничного благодарения», соединив его с обрядом вечерней Трапезы, именуемой Агапой (вечерей любви), в изначальной апостольской традиции, совершаемой в соединении с Евхаристией.
К примеру, Вечернее собрание по свидетельству Тертуллиана (ум. после 220г.) описано, в общих чертах, следующим образом: «За стол садятся не прежде, чем выслушают молитву Божию. Едят столько, сколько нужно для утоления голода. Пьют столько, сколько требуется людям воздержным. Они так насыщаются, что помнят, что им должно молиться Богу… Говорят так, что знают, что их слышит сам Бог. После омовения рук и зажжения светильников каждый вызывается на средину петь Богу, что может, из Священного Писания или от собственного сердца. Молитвою также и заканчивается вечеря».
Известно также описание последования Вечерни по «Апостольскому Преданию» Ипполита Римского (+ ок. 240).
Епископ: «Господь с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим».
Епископ: «Возблагодарим Господа». Народ отвечает: «Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и хвала со славой». Здесь в тексте дается примечание, что не говорится «Горе имеем сердца», т.к. это произносится при совершении Евхаристии.
Епископ: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков». Народ отвечает: «Аминь».
Далее следует Трапеза (Вечеря) с особым участием оглашенных, после которой все встают, молясь. «Отроки и Девы говорят псалмы».
Из «Канонов Ипполита» IV в. известно об особом внесении светильника на вечерню: «Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, став посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение». В последование добавляется примечание: «В отсутствии епископа диакон замещает его в том, что касается молитвы и преломления хлеба… Но мирянину не подобает благословлять хлеб: пусть только преломит, ничего не делая».
В Иерусалимской традиции IV века светильник, вносимый в молитвенное собрание, зажигался от лампады храма Гроба Господня, что положило, в последствие, начало обряду изнесения «Благодатного огня» на Пасху. Иерусалимская традиция легла в основу обоснования нынешней практики изнесения светильника из алтаря перед пением «Свете Тихий», т.е. светильник вносится в собрание не извне, как это бывало в древности (и совершал это диакон), а из алтаря как из Гроба Господня.
В сегодняшней практике на вечернем входе пономари износят светильник из алтаря (согласно Типикону, выносится две зажженные свечи), который остается на амвоне пока не будет пропет гимн «Свете Тихий» – это ключевой момент Вечернего собрания, средоточием которого является благодарение за прошедший день и прославление Христа, пришедшего в мир (см. текст гимна). Символом незримого присутствия Христа в собрании молящейся общины является горящий на амвоне светильник, – «Где двое или трое собранны во имя Мое, там я посреди них», – Мф. 18:20.
Авторство гимна «Свете Тихий» доподлинно не известно, но приписывалось, в частности, муч. Афиногору Севастийскому (нач.IVв.), так этот гимн и поныне озаглавлен в греческом Евхологии. Но ещё свт. Василий Великий (+379) отличал гимн Афиногара от песни «Свете Тихий», известной в никомедийской Церкви. «Не можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время светильничных…», – отмечал свт. Василий, указывая на древнюю известную в практике песнь, к которой припевалась, «если кому известна и песнь Афиногора». В славянском Часослове этот гимн непонятным образом приписывался Софронию Иерусалимскому (+ ок. 642), хотя он, бесспорно, имеет более древнее происхождение.
К IVв. общий приблизительный порядок Вечерни выглядел так:
1. Молитва;
2. Светильничное благодарение, в частности «Свете тихий»;
3. Трапеза;
4. Псалмы со стихирами;
5. Молитва + «Ныне отпущающе».
Или же п.2 и п.3 меняются местами.
Начало Вечерни, в скором времени, дополнили специально подобранные Антифоны, и также добавились ектении по ходу Вечерни, а обряд трапезы практически утратил свое значение в контексте богослужения. Указанный порядок раннехристианской Вечерни представляет собой зачатки последующего уставного порядка освящения Вечера, включающего в себя Вечерню, как «светильничное благодарение», затем Трапезу (вечерю), после которой непосредственно перед сном следует Повечерие.
Из развитой Вечерни по Византийскому обряду известен литургический порядок чередования нескольких (порядка 6…8) Антифонов, Ектений и Молитв. Этот порядок вписался в базовую схему вечерни. Антифон мог исполняться со стихирами, наподобие сегодняшних стихир на «Господи воззвах», далее следовала Ектиния и Молитва, читаемая предстоятелем. Ныне эти молитвы собраны вместе и напечатаны в служебнике в начале последования вечерни, и, к сожалению, в современной практике служащий священник формально вычитывает их тайком, если успеет, а после Ектений звучат не молитвы, а лишь последние фразы из них, которые со временем стали именоваться «возгласами». То, что молитвы изначально относились к различным моментам богослужения, четко прослеживается из надписаний этих молитв в более древних сохранившихся последованиях. То же относится и к молитвам, читаемым священником на Утрени.
Как уже отмечалось, раннехристианское вечернее богослужебное собрание включало в себя неотъемлемой частью вкушение пищи, но со временем трапезы в контексте богослужения во многом утрачивают свое значение. В традиции Церкви были и канонические постановления об Агапах. К примеру, 27-е правило Лаодикийского собора предписывает, что не подобает уносить с собой пищу с трапез любви, ибо этим причиняется оскорбление церковному чину, — т.е. Агапа расценивается ещё как церковно-богослужебное действие, но вместе с тем 28-м правилом вкушение пищи в самом помещении храма запрещается: «Не подобает в доме Божием ясти и возлежания творити». В последствие, 74-м правилом Трулльского собора 690-691гг. также предписывает не совершать «трапез братолюбия» и не постилать ложе в помещении храмов. Следует дать комментарий, что проведение Агап запрещено в основном помещении храма, но устроение трапез в притворе храма или возле паперти уместно и иногда имеет место быть и сегодня.
Останками древних Агап в богослужениях сегодняшнего дня можно считать обряд совершения Литии с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) в составе службы бдения. Может иметь место совершение подобной литии просто в соединении с Вечерней, что вполне соответствует древней традиции. Подобная практика известна, к примеру, в Греческой Церкви.

Повечерие, его виды и место в богослужении.

Повечерие по своей сути является богослужением, совершаемым непосредственно перед сном, после вечерней трапезы, именуемой «вечеря», посему и название службы «повечерие», т.е. совершаемая после ужина. В современной богослужебной практике Повечерие бывает: Малое и Великое. Согласно монастырским уставам, служба Малого повечерия в обычном порядке, не является храмовой, а служится в притворе и может совершаться келейно в качестве вечерних молитв перед отходом ко сну. В дни, когда совершается ночная служба «бдения» по уставу Повечерие не полагается, а в дни Светлой Седмицы Повечерие заменяется Пасхальным часом.
• Великое повечерие.
В соединении с Великим повечерием несколько раз в году совершаются службы бдения. Повечерие в этом случае служится не до конца (до Славословия третей части включительно) и без поклонов. Всенощное бдение с великим повечерием может быть три раза в году в следующие дни:
­ на Рождество Христово,
­ на Крещение Господне (Богоявление),
­ на Благовещение (если случится в будни Великого поста).
Кроме этого Великое повечерие служится:
­ в будние дни Великого Поста (кроме среды и пятницы 5-й седмицы);
­ во вторник и четверг «масленицы» (неделя перед Великим постом);
­ на первой седмице Великого поста (с понедельника по четверг), с чтением в начале повечерия покаянного канона Андрея Критского;
­ на Страстной седмице в Великий Понедельник и Вторник.
Великое повечерие условно разделяют на три части, каждая из которых содержит определенный набор псалмов, тропарей и молитв, имеет в завершении благословение священника и заключительную молитву, а каждая последующая часть начинается словами «Приидите поклонимся…» и т.д. Заключение Великого и Малого повечерия в принципе одинаковы, с молитвами «Иже на всякое время…» и проч., Богородице*, «На сон грядущим»** и т.д.

I часть:
— Обычное начало – «Царю небесный и т. д.;
— Шесть псалмов (разделенные на два блока по 3 псалма);
— «С нами Бог…» с припевами;
— Тропари повечерия (на ряду) и Символ веры;
— Запевы с земными поклонами;
— Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари дня и «Господи помилуй» 40 раз;
— Благословение от священника;
— Молитва.
II часть:
— Два псалма и Молитва царя Манассии;
— Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари покаянные (на ряду) и «Господи помилуй» 40 раз;
— Благословение от священника;
— Молитва.
III часть:
— Два псалма;
— Славословие;
— Канон и «Достойно есть» (кроме 1-й седмице Великого поста и Страстной);
— Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари «Господи сил, с нами буди…» с припевами (в будние дни великого поста) или Кондак дня (в иные дни) и «Господи помилуй» 40 раз;
— Молитва «Иже на всякое время…» и благословение от священника;
— Молитва Ефрема Сирина с поклонами;
— Трисвятое по «Отче наш» и «Господи помилуй» 12 раз;
— Молитва Богородице «Нескверная, неблазная…»*;
— Молитва ко сну «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…»**;
— Отпуст (в будние дни поста вместо отпуста – молитва «Владыко многомилостиве…»), после чего предстоящий священник испрашивает прощения у всех молящихся и в завершении произносит пространную ектению, заключающуюся возглашением «Молитвами святых отец наших…».
• Малое повечерие.
Предусматривается Типиконом во все дни года, когда в суточном круге богослужений не указывается служба Великого повечерия. Малое повечерие фактически является сокращенным вариантом Великого и состоит из следующих основных элементов:
— Обычное начало – «Царю небесный и т. д.;
— Трехпсалмие (псалмы 50, 69 и 142);
— Славословие «Слава в вышних Богу…»;
— Символ веры;
— Канон (по уставу, как правило, в соединении — Богородице и к/л святому);
— «Достойно есть» и Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари дня и «Господи помилуй» 40 раз;
— Молитва «Иже на всякое время…» и благословение от священника;
— Молитва Богородице «Нескверная, неблазная…»*;
— Молитва ко сну «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…»**;
— Если служим соборно при храме, то следует такое же окончание как на великом повечерии, а если – келейно, то после молитвы на сон следует простое окончание: «Слава, и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови», «Молитвами святых отец наших…».

Полунощница, её виды и место в богослужении.

По своему месту в богослужении суток полунощница является молитвой совершаемой после полуночи, т.е. после непродолжительного сна, который подразумевается в уставе после Повечерия. В дни, когда по уставу полагается ночная служба «бдения» Полунощница так же как и Повечерие, не служится, а в дни Светлой Седмицы заменяется Пасхальным часом. В современной богослужебной практике Полунощница бывает: Вседневная; Субботняя; Воскресная и Пасхальная (далее в приведенных последованиях полунощницы жирным цветом выделены характерные элементы для каждого из видов полунощницы).
• Полунощница Вседневная (условно можно разделить на две части):
I часть:
— Обычное начало – «Царю небесный и т. д.;
— Могут быть добавлены Тропари «Восставше от сна» и молитва Троице;
— Псалом 50 и Кафизма 17-я;
— Символ веры;
— Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари «Се Жених грядет в полунощи…» и т.д. и «Господи помилуй» 40 раз;
— Молитва «Иже на всякое время…» и благословение от священника;
— В период от 22 сент. (по ст. ст.) до Недели Вайи читаются 2 молитвы.
II часть:
— Два псалма и Трисвятое по «Отче наш»;
— Тропари заупокойные и «Господи помилуй» 12 раз;
— Молитва заупокойная;
— Благословение от священника;
— Концовка с прощением как на повечерии (см. ранее).
• Полунощница Субботняя:
— Начало как на вседневной полунощнице, но после псалма 50 читается Кафизма 9, а после Символа веры вместо тропарей «Се Жених …» используются иные субботние тропари и «Господи помилуй» 40 раз;
— Молитва «Иже на всякое время…» и благословение от священника;
— Всегда читаются 2 молитвы (не из вседневной полунощницы, а другие);
— Во II-ой части последование такое же как и на вседневной полунощнице.
• Полунощница Воскресная (совершается, если не служилось бдение):
— Обычное начало – «Царю небесный и т. д.;
— Могут быть добавлены Тропари «Восставше от сна» и молитва Троице;
— Псалом 50;
— Канон Троице из Октоиха текущего гласа;
— Тропари св. Григория Синаита (из приложения Октоиха);
— Трисвятое по «Отче наш», Ипакои гласа и «Господи помилуй» 40 раз;
— Благословение от священника, Молитва и Концовка с воскресным отпустом.
• Полунощница Пасхальная (совершается в Пасхальную ночь перед полуночью):
­ Обычное начало – «Царю небесный и т. д.;
­ Канон Великой Субботы (из Постной Триоди);
­ Трисвятое по «Отче наш»;
­ Сугубая ектения;
­ Окончание с отпустом.

Утреня.
Уставные последования и виды Утрени, её место в суточном круге.

Общий схематичный порядок древней христианской Утрени, сложившейся к IVв., уже представлял собой определенное последование. На вступительное приветствие епископа «Слава Господу!» или «Господь с вами» (аналог нынешнего «Мир всем»), народ отвечал: «Достойно и праведно», после чего епископ произносил хвалебную утреннюю молитву, и далее народ пел псалмы и духовные песни. Следовало поучение епископа, благословение и отпуст оглашенных. В указаниях для диаконов здесь имелись прошения в форме типа: «За то-то помолимся, дабы Господь…» (одна из форм пространной сугубой ектении). В завершении Утрени непременно пелось «Великое славословие» после чего могла быть совершена Евхаристия. Обобщая имеющиеся свидетельства древности, базовыми элементами восточной христианской Утрени можно считать следующие:
• Утреннюю молитву предстоятеля (епископа или священника);
• Псалмы и Библейские песни с тропарями (будущий канон Утрени);
• Великое славословие.
При этом вполне уместной практикой является возможность служения Евхаристии непосредственно сразу после Утрени, что иногда можно видеть и сегодня, в особенности в греческой традиции. На Западе утреннее Великое славословие, именуемое Gloria (лат.) – Слава, закрепилось в составе Мессы. Известно, что это славословие употреблялось в Риме к началу Литургии уже в середине II в., а в последствии, к V в. оно стало звучать во все воскресные и праздничные дни, при этом в латинских рукописях он именовалось как гимн для Воскресной утрени.
Что касается молитв Утрени, читаемых предстоятелем, то в нынешней практике во время чтения Шестопсалмия священник читает тайно двенадцать утренних молитв, собранных вместе, последние фразы которых служат ныне «возгласами» после ектений произносимых на Утрени. Но, в принципе, эти молитвы были относимы к различным моментам богослужения, подобно тому, как это происходит и в службе Вечерни со светильничными молитвами. Изначально этих утренних молитв не было много, но со временем их количество увеличилось, их надписания в рукописях свидетельствовали о том, в каком месте богослужения их необходимо читать.
Само по себе уставное место Утрени в суточном круге богослужения предусматривается в предрассветные часы, так, чтобы начало Утрени совершалось ещё в ночи, а возглашение к Великому славословию «Слава Тебе показавшему нам свет» приходилось как раз на восходе солнца – это ключевой момент Утрени с благодарением (славословием) на начинающийся день. К сожалению, имеющее место быть практика служения Утрени вечером полностью противоречит духу христианского богослужения, и её никак нельзя считать оправданной.

Виды Утрени
1. Полиелейная (праздничная)
2. Со славословием, т.е. с праздничным окончанием
3. Вседневная

Общая схема Утрени
(жирным цветом отмечены важнейшие элементы):
В случае отдельного служения Утрени в начале после простого возгласа священника читается обычное начало с так называемыми ктиторскими (царскими) псалмами 19, 20, во время чтения которых священником совершается полное каждение храма. Затем звучат тропари Кресту с богородичном и следует краткая сугубая ектения из 4-х прошений, произносимая священником, который после этого (с кадилом у престола) дает возглас «Слава Святей…» к началу Утрени и читается Шестопсалмие. В составе бдения вступительная часть отсутствует, а Утреня начинается сразу с Шестопсалмия. По монастырским уставам – это время «умной молитвы». Ядром Шестопсалмия является 62 псалом, – «Боже, Боже, мой к Тебе утренюю…».
— После этого следует Мирная ектения и поется «Бог Господь» с тропарями. Во время Великого поста и по Субботам (может быть совершаема) Утреня с пением «Алиллуия» вместо «Бог Господь». Плюс к этому на вседневной великопостной Утрени добавляются специальные «троичные песни» по гласу.
— Далее следуют Кафизмы (по уставу их может быть 2 или 3).
— После кафизм бывают малые ектении (при знаках выше шестеричного) и седалены.
— Если полиелея (псалмы 134-135) и чтения Евангелия – нет, то сразу же следует Псалом 50 и поется Канон. Сегодня в будние дни Великого поста канон поется с библейскими песнями.
— После 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения и седалены, кондаки, икосы (по уставу).
— После 8-й – Песнь Богородицы с припевом «Честнейшую…» и каждение храма диаконом; в дни Господских праздников и, частично, в дни их попразднств, вместо богородичной песни поются специальные припевы Праздника.
— Хвалитные псалмы 149, 150 со стихирами (при малых знаках стихир часто нет).
— Великое славословие (при шестеричном знаке и без знака – читается).
— Ектении (сугубая и просительная). В случае вседневной утрени после чтения Славословия сразу следует просительная ектения. И далее добавляются Стиховные стихиры (т.е. со стихами), после которых следует чтение «Благо есть…» и «Трисвятое по Отче наш…», поются дневные тропари и сугубая ектения. В будние дни Великого поста к концу Утрени добавляется, как и на вечерне, молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами.
— При праздничном завершении Утрени окончание происходит с отпустом, а в случае вседневной Утрени без отпуста присоединяется 1-й час, в конце которого следует отпуст.

Полиелей на праздничной утрени

Полиелеем именуют многосоставную праздничную часть утрени, получившую свое наименование от первого своего элемента – так называемых полиелейных псалмов (134 и 135). В 17-й главе Типикона дается дословный перевод слова «полиелей» – «многомилостиво». Происходит этот термин от рефрена 135-го псалма: «Яко в век милость Его», который присутствует в каждом стихе данного псалма. Многократное повторение припева: «Яко в век милость Его», и закрепило в Уставе, в качестве особой литургической категории, понятие полиелея, ставшее синонимом праздничного богослужения.
Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух (первого и последнего) стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов.
Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» (тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны). На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени.

История и современная практика Канона Утрени.

Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями (ирмосами и тропарями). Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. VIII – IX вв. К сожалению, в современной практике (за исключением периода пения Постной Триоди) Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Согласно нынешнему Типикону предусмотрено 2 варианта исполнения библейских песен:
• вседневный (будничный), именуемый «Поем Господеви»;
• праздничный, называемый «Господеви поем».
Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. Структура каждой песни канона представляет собой следующий порядок: Библейская песнь → Ирмос → Припев → Тропарь → Припев → Тропарь → … …→ Слава…/ Тропарь / И ныне… / Тропарь / Катавасия.
По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей (считая вместе с ирмосом). Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике (кроме периода пения Постной Триоди) обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т.п.
Ирмос (греч. Сцепление), соединение, связь, – является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия (от греч. – схождение), исполнение которых предполагалось двумя хорами сходящимися вместе с клиросов в середине храма в заключение каждой песни канона. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й.
Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни.
Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы (Суд. 5гл.) и Песнь Езекии (Ис. 38:11-20) не вошли в наше богослужение, а остальные 10 песен (2 из которых новозаветные) составляют фон песней Канона. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве – от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом:
1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея (Исх. 15:1-19);
2. Песнь Моисея (Втор. 32:1-43);
3. Песнь Анны, матери Самуила (1Цар. 2:1-11);
4. Песнь Аввакума (Авв. 3:1-19);
5. Песнь Исайи (Ис. 26:9-19);
6. Песнь Ионы (Ион. 2:3-10);
Песнь трёх отроков составила две песни канона:
7. (Дан. 3:26-56); 8. (Дан. 3: 67-88);
Песнь Богородицы (Лк. 1:46-55) не является отдельной песней канона, а стоит особняком между 8-й и 9-й песнями и исполняется с припевом «Честнейшую…», за исключением двунадесятых праздников, когда поются свои специальные запевы, и бдений воскресных дней периода пасхальной Пятидесятницы.
9. Песнь Захарии (Лк. 1:68-79).

ОБЩЕЕ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ УТРЕНИ

I. Вседневная утреня

Свящ: «Благословен Бог наш» (с кадилом перед престолом).
Чтец: «Аминь». «Приидите поклонимся…», ктиторские псалмы 19 и 20. (Священник кадит весь храм). Трисвятое по «Отче наш…»
Свящ: (На амвоне с кадилом). «Яко Твое есть Царство…».
Чтец: Тропари из часослова на ряду.
Свящ: (Перед престолом). Сокращенная сугубая ектения. «Яко милостив…».
Хор: «Аминь. Именем Господним…».
Свящ: «Слава Святей…» (с кадилом перед престолом).
Хор: «Аминь».
Чтец: «Слава в вышних Богу…». Шестопсалмие (Часослов). (Во время второй части священник на амвоне тайно читает утренние молитвы).
Диак: Мирная ектения. «Бог Господь» со стихами.
Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу.
Устав тропарей:
1. Тропарь святого: 2 раза. «Слава и ныне»: богородичен 4-го приложения по гласу тропаря. Еесли суббота или великое славословие, то из 3-го приложения (в субботу – уходящего гласа текущей недели).
2. Два святых: тропарь 1-го святого — 2 раза. «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: богородичен 4-го приложения по гласу « Славы».
3. В периоды пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника — 2 раза. «Слава»: тропарь святого (Минея). «И ныне»: тропарь праздника.
4. 2 святых в период пред- и попразднства и Цветной Триоди: тропарь праздника, тропарь 1-го святого. «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: тропарь праздника.

Хор: «Господи помилуй» — 3 раза. «Слава»
Чтец: «И ныне». Кафизмы по уставу.
Устав чтения кафизм: (Псалтирь). По нашей практике две или три кафизмы здесь объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму (по выбору псаломщика или чтеца). В будгие дни далее возможны 2 варианта:
1. При святых со славословием, полиелейных и бденных, а также во все дни пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам: По совершении кафизмы:
Чтец:: «Слава и ныне. Аллилуия (3р)»
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко Твоя Держава…».
Хор: «Аминь».
Чтец: Седальны Минеи или Триоди (если суббота — Октоиха). (Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-й кафизме — «Яко благ и человеколюбец…»).
2. В остальные седмичные дни, при шестеричном и малом святом по кафизме.
Чтец: «Слава и ныне. Аллилуия (3р)», «Господи помилуй» (3р), Седальны Октоиха. После седальнов, во всех случаях.
Хор: «Господи помилуй» (3р), «Слава…».
Чтец: «И ныне…», 50 псалом.

Хор: Ирмос первой песни канона.
Канон на утрени:
1. В период пения Октоиха:
а) Малый святой: 1-й канон Октоиха на 6-ть, 2-й канон Октоиха на 4-ре, канон Минеи на 4-ре.
б) Шестеричный святой: 1-й Октоиха на 4-ре, 2- й Октоиха на 4-ре, Минеи на 6-ть.
в) Два святых: 1-й Октоиха на 6-ть, 1-й Минеи на 4-ре, 2-й Минеи на 4-ре.
2. В период пред- и попразднства: (все из Минеи)
а) Малый святой: канон праздника на 8-мь (Минея, служба праздника) + канон Минеи, рядового святого на 4-ре.
б) Шестеричный святой: канон праздника на 6-ть (Минея, служба праздника) + канон Минеи, рядового святого на 6-ть.
в) 2 святых: канон праздника на 6-ть, канон 1-го святого на 4-ре и 2-го святого на 4.
3.В период пения Цветной Триоди: схема соответствует периоду попразднства, но необходимо учитывать, что под каноном праздника подразумевается канон службы воскресного дня (ближайшего из прошедших), или канон Преполовения, Вознесения или Пятидесятницы (в их попразднства).
а) Во 2, 3,4, 5 субботы Пятидесятницы: канон праздника на 6-ть, храма святого на 4-ре, Минеи на 4-ре (в храме Спаса и Богородицы канон храма опускается).
б) В Троицкую и мясопучтную субботы: канон храма на 6-ть и канон Триоди на 8.
4. В субботу (в период пения Октоиха)

В храме Спаса и Богородицы В храме святого
Малый святой Храма на 6-ть  Минеи на 4-ре  1-й Октоиха на 4-ре Минеи на 6-ть  Храма на 4-ре  1-й Октоиха на 4-ре
Шестеричный святой Храма на 4-ре  Минеи на 6-ть  1-й Октоиха на 4-ре Минеи на 6-ть  Храма на 4-ре  1-й Октоиха на 4-ре
Два святых Храма на 4-ре  1-й Минеи на 3  2-й Минеи на 3  1-й Октоиха на 4-ре 1-й Минеи на 6-ть  2-й Минеи на 4-ре 1-й Октоиха на 4-ре
Если нет хвалитных стихир: Если есть хвалитные стихиры:
Чтец: «Тебе слава…», «Слава Тебе, показавшему…»
Чтец: Вседневное славословие
Хор: Стихиры на хвалитех (Минея или Триодь). «Слава Тебе показавшему…».
Чтец: Вседневное славословие.

Диак: Просительная ектения.
Свящ: «Яко Бог милости и щедрот…».
Хор: «Аминь».
Свящ: «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Диак: «Главы наша…».
Хор: «Тебе Господи».
Свящ: Главопреклонная молитва и возглас — «Твое бо есть…».
Хор: «Аминь», стихиры на стиховне по уставу. (см. выше).

Прим: Если суббота: поются стихиры Октоиха, писанные на хвалитех, причем покойная стихира опускается, а припевы берутся стиховне (см. Часослов).
Чтец: «Благо есть..», Трисвятое по «Отче наш…».
Хор: Тропари по уставу: Общая схема — как тропари по «Ныне отпущаеши…» (см. выше), отличия только в тропаре, положенном на «И ныне»:
1. В седмичный день (в том числе и в субботу): богородичен из 4-го приложения, обозначенный словами «в конце утре-ни».
2. В период пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника.
Диак: Сугубая ектения.
Свящ: «Яко милостив…».
Хор: «Аминь».
Диак: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Свящ: «Сый благословен…».
Хор: «Аминь. Утверди Боже…», (завеса закрывается).
Чтец: «Приидите поклонимся…». И последование первого часа.
По окончании часа священник в епитрахили на амвоне — полный отпуст по уставу.
Хор: «Великого Господина…» (многолетие).

Ирмосы — из канона, который по уставу следует первым.
Катавасия (по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни) — ирмосы последнего канона.
По 3-ей песни: катавасия
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко Ты еси Бог наш…».
Чтец: Седальны Минеи. (В период пения Цветной Триоди сначала читается кондак и икос Минеи, затем седален Минеи, «Слава и ныне», седален Триоди).
По 6-й песни: катавасия.
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Ты бо еси царь мира…».
Чтец: Кондак и икос Минеи (или Трио-ди, если поется Цветная Триодь).
По 8-й песни:
Хор: Катавасия, «Честнейшую…» (диакон кадит храм)
По 9-й песни: катавасия.
Хор: «Достойно есть» (кроме периодов пред- и попразднства и пения Цветной Триоди)
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко Тя хвалят…».
Чтец: Экзапостиларии.
Экзапостиларии по уставу:
1. В период пения Октоиха: (см. Типикон, гл. 16)
2. В период пред- и попразднства: все светильны Минеи, указанные на ряду.
3. В период Цветной Триоди: Светилен праздника (Триодь). «Слава»: светилен Минеи (если есть). «И ныне»: светилен праздника (Триодь).
Чтец: «Хвалите Господа с небес…» (Часослов). Хвалитные псалмы (Часослов).

II. Особенности утрени с великим славословием

До канона сохраняется схема вседневной утрени с тем отличием, что по кафизмам есть малая ектения.
Канон:
1. Если поется Октоих: канон 1-й Октоиха на 4-ре, канон 2-й Октоиха на 4-ре, канон Минеи — на 6-ть.
2. Если Октоих не поется: каноны только Минеи (если Преполовение Пасхи, отдание Вознесения и Пятидесятницы, то каноны только из Триоди).
3. Если в субботу, в период пения Октоиха:
а) В храме Спаса или Богородицы: канон храма на 6-ть (из службы храмовому празднику) и Минеи на 8-мь.
б) В храме святого: канон Богородицы на 6-ть (Октоих, воскресная утреня, рядового гласа) и Минеи на 8-мь.
Ирмосы — первого канона.
Катавасия — рядовая по уставу, поется по каждой песни.
По 9-й песни: катавасия, малая ектения, («Достойно есть…» не поется).
Свящ: «Яко Тя хвалят…».
Чтец: Светильны Минеи (если поется Цветная Триодь, то светильны Триоди).
Хор: «Всякое дыхание».
Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).
Хор: Стихиры «на хвалитех», Минея. (Перед пением стихиры, на «И ныне», диакон открывает Царские Врата).
Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»
Хор: Великое славословие, Трисвятое, тропари по уставу.
Устав тропарей:
1. В седмичный день — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскрес-ный (3-е приложение) по гласу тропаря.
2. В субботу — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа (прошедшей недели).
3. В период пред- и попразднства, пения Цветной Триоди — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: тропарь праздника.
4. На преполовение Пятидесятницы, в отдания двунадесятых праздников — только тропарь праздника.
Диак: Сугубая ектения.
Свящ: «Яко милостив…».
Диак: Просительная ектения.
Свящ: «Яко Бог милости и щедрот…», главопреклонная молитва, возглас — «Твое бо есть…». (Если священник служит без диакона, то эти две ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне).
Диак: «Премудрость».
Хор: «Владыко благослови».
Свящ: «Сый благословен…».
Хор: «Честнейшую херувим…».
Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже…».
Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».
Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.
Хор: «Великого господина…» (Священник уходит в алтарь, целуют с диаконом престол и диакон закрывает Царские Врата).
Чтец: 1-й час. (Тропари и кондаки как на полиелейной службе).
Свящ: Малый отпуст (на амвоне в епитрахи-ли).
Хор: «Господи помилуй» (3р).

III. Особенности полиелейной утрени

Обычное начало утрени с шестопсалмием.
Диак: Мирная ектения. «Бог Господь» со стихами.
Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу.
Устав тропарей на «Бог Господь»:
а) В седмичный день: тропарь Минеи — 2р. «Слава и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение).
б) В субботу: тропарь Минеи — 2р. «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа.
в) В период пред- и попразднства, пения Цветной Триоди: тропарь праздника — 2р. «Слава»: тропарь Минеи. «И ныне»: тропарь праздника.
г) В Господские и Богородичные праздники, их отдание: тропарь праздника — 2р. «Слава и ныне»: тропарь праздника.
Хор: «Господи помилуй» — 3р., «Слава».
Чтец: «И ныне», кафизмы утрени. По окончании — «Слава и ныне», «Аллилуия» — 3р.
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко Твоя Держава…».
Чтец: Седальны Минеи (Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-ой кафизме — «Яко благ и человеколюбец…»).

Полиелей.
(Духовенство исходит на середину храма).
Хор: «Хвалите имя Господне…».
Духовенство: на середине храма поет величание, затем священник совершает каждение храма (диакон предшествует ему со свечой в руке)
Хор: Величание со стихами избранного псалма (Ирмологий или Псалтирь, ч. II). По окончании каждения — «Слава и ныне», «Аллилуия» — 2р.
Духовенство: 3-й раз «Аллилуия» и еще раз величание.
Диак: Малая ектения (посреди храма).
Свящ: «Яко благословися имя Твое…».
Хор: «Аминь».
Чтец: Седальны Минеи (диакон уходит в алтарь за Евангелием).
Хор: «От юности моея…».
Диак: (На амвоне, с Евангелием в руках, лицом к народу; перед диаконом по обе стороны стоят 2 пономаря, держа в руках горящие малые выносные свечи) «Вонмем. Премудрость вонмем. Прокимен…» (говорит прокимен).
Хор: Прокимен (2,5 раза).
Диак: «Господу помолимся».
Хор: «Господи помилуй».
Свящ: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши…».
Хор: «Аминь».

Диак: «Всякое дыхание…».
Хор: «Всякое дыхание…» (2,5 раза). (Если священник служит без диакона, то он после «Всякого дыхания…» полагает Евангелие на престол и читает с престола).
Диак: «И о сподобитися нам…». (Идет на середину храма, становится перед священником и открывает Евангелие. По бокам — пономари со свечами).
Хор: «Господи помилуй» (3р).
Диак: «Премудрость, прости услышим…».
Свящ: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Свящ: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диак: «Вонмем». (Держит открытое Евангелие в руках).
Свящ: Читает Евангелие.
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». (Диакон относит Евангелие в алтарь и полагает на престол.
Чтец: 50 псалом.
Хор: «Слава: Молитвами…» (называет чин и имя празднуемого святого). «И ныне: Молитвами Богородицы…», «Помилуй мя Боже…», стихира по 50-м псалме (Минея).
Диак: «Спаси Боже…» (на амвоне).
Хор: «Господи помилуй» (12р).
Свящ: «Милостию и щедротами…».
Хор: Ирмосы 1-го канона. Канон совершается также, как и на утрени в великим славословием. На практике в это время совершается помазание народа елеем). (После помазания священник уходит в алтарь и Царские Врата закрываются).

Каноны на праздничной полиелейной утрени:
а) Бденный или полиелейный святой в седмичный день: канон Богородице из Минеи — на 6-ть (если нет на ряду, то молебный канон Богородице из Следованной Псалтири, 1-я часть) + канон святому Минеи на 8-мь (в храме Спаса и Богородицы — храма на 6-ть, Минеи на-8-мь).
б) В период пред- и попразднства, Цветной Триоди: канон праздника на 6-ть и Минеи на 8-мь.
Седальны по 3-й песни:
а) Период пения Октоиха:все седальны Минеи.
б) В пред- и попразднство, период пения Цветной Триоди: кондак и икос праздника, седален Минеи, «Слава и ныне»: седален праздника.
По 6-й песни: кондак и икос святого.
Светильны по 9-й песни:
а) Период пения Октоиха, пред- и попразднство: все светильны Минеи.
б) Если полиелейный святой в период пения Цветной Триоди: «Слава»: светилен Минеи, «Слава и ныне»: 2-й светилен Триоди.
Хор: «Всякое дыхание».
Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).
Хор: Стихиры «на хвалитех». (Перед пением стихиры на «И ныне» диакон открывает Царские Врата).

Стихиры «на хвалитех»:
а) На полиелейной утрени в седмичный день: Все стихиры Минеи, на 4-ре.
б) В период пред- и попразднства, стихиры Минеи на 6-ть: праздника — 3, святого — 3, «Слава»: святого, «И ныне»: праздника.
в) В седмичные дни периода Цветной Триоди, на 6-ть: стихиры Триоди — 3 (если в Триоди нет хвалитных стихир, то поются стихиры из стиховни утрени), стихиры Минеи — 3, «Слава» — Минеи, «И ныне» — Триоди.
Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»
Хор: Великое славословие, Трисвятое.

Далее тропари по уставу:
1. В седмичный день — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскрес-ный (3-е приложение) по гласу тропаря.
2. В субботу — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа (прошедшей недели).
3. Если великий святой в период пред- и попразднства, в отдание двунадесятого праздника — тропарь Минеи, «Слава и ныне»: тропарь праздника.
4. В праздники Господские и Богородичные — только тропарь праздника.
Диак: Сугубая ектения.
Свящ: «Яко милостив…».
Диак: Просительная ектения.
Прим: Если священник служит без диакона, то эти две последние ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне.
Свящ: «Яко Бог милости и щедрот…», главопреклонная молитва, возглас — «Твое бо есть…».
Диак: «Премудрость».
Хор: «Владыко благослови».
Свящ: «Сый благословен…».
Хор: «Честнейшую херувим…».
Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже…».
Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».
Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.
Хор: «Великого господина…»
По обычаю к утрени присоединяется 1-й час.

IV. Утреня в составе всенощного бдения

В будние дни общий порядок утрени в составе бдения такой же как на полиелейной утрени. Далее излагается общий состав утрени в случае воскресного всенощного бдения.
На воскресном всенощном бдении устав тропарей на «Бог Господь» следующий:
а) В случае любого святого: тропарь воскресный, гласа недели — 2р. «Слава»: тропарь Минеи. «И ныне»: богородичен воскресный по гласу «Славы», 3-е приложение.
б) Если 2 святых: тропарь воскресный 1 раз, тропарь 1-го святого (Минея). «Слава»: тропарь 2-го святого (Минея). «И ныне»: богородичен воскресный по гласу тропаря.
в) В праздники Богородицы, Господские недвунадесятые, отдания двунадесятых праздников: тропарь воскресный — 2р. «Слава и ныне»: тропарь праздника.
г) В пред- и попразднство: тропарь воскресный — 2р. «Слава»: тропарь Минеи, «И ныне»: тропарь праздника.
д) Если 2 святых в пред- и попразднство: воскресный — 1р. Тропарь 1-го святого (Минея). «Слава»: тропарь 2-го святого. «И ныне»: тропарь праздника.
Хор: «Господи помилуй» — 3р., «Слава».
Чтец: «И ныне», кафизмы утрени. По окончании — «Слава и ныне», «Аллилуия» — 3р.
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко Твоя Держава…».
Чтец: Седальны Октоиха. (Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-ой кафизме — «Яко благ и человеколюбец…».

Полиелей.
(Духовенство исходит на середину храма).
Хор: «Хвалите имя Господне…». Далее возможны два варианта:
а) В неделю: Духовенство сразу после исхода в храм начинает каждение.
Хор: После «Хвалите имя Господне…», поет тропари «Ангельский собор…».
б): Если в неделю есть великий святой, то по окончании «Хвалите имя Господне…» трижды поется величание святому (1 раз священство + 2 раза хор со стихами избранного псалма), а затем тропари «Ангельский собор…».
По окончании тропарей:
Хор: «Слава и ныне», «Аллилуия» — 3р.
Диак: Малая ектения. (Посреди храма).
Свящ: «Яко благословися имя Твое…».
Хор: «Аминь».
Чтец: Ипакои Октоиха. (Диакон идет в алтарь за Евангелием).
Прим: Если Богородичный праздник или великий святой в неделю: ипакои Октоиха, седален Минеи по 1-ой кафизме, седален Минеи по 2-й кафизме, «Слава»: седален Минеи по полиелеи. «И ныне»: богородичен седальна по полиелеи.
Хор: Степенны по гласу
Диак: (На амвоне, с Евангелием в руках; лицом к народу, перед диаконом по обе стороны стоят 2 пономаря, держа в руках горящие малые выносные свечи) «Вонмем. Премудрость вонмем. Прокимен…» (говорит прокимен).
Хор: Прокимен (2,5 раза).
Диак: «Господу помолимся».
Хор: «Господи помилуй».
Свящ: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши…».
Хор: «Аминь».
Диак: «Всякое дыхание…».
Хор: «Всякое дыхание…» (2,5 раза).
Прим: Если священник служит без диакона, то он после «Всякого дыхания…» полагает Евангелие на престол и читает с престола.
Диак: «И о сподобитися нам…». (Идет на середину храма, становится перед священником и открывает Евангелие. По бокам — пономари со свечами).
Хор: «Господи помилуй» (3р).
Диак: «Премудрость, прости услышим…».
Свящ: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Свящ: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диак: «Вонмем». (Держит открытое Евангелие в руках).
Свящ: Читает Евангелие.
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», «Воскресение Христово…» (диакон стоит на амвоне с Евангелием, лицом к народу. По бокам пономари со свечами).
Чтец: 50 псалом. Диакон (если нет диакона, то священник) полагает Евангелие на аналой, откуда перед этим убирают икону Воскресения Христова.
Хор: «Слава: Молитвами апостолов…», «И ныне: Молитвами Богородицы…», «Помилуй мя Боже…», стихира «Воскрес Иисус от гроба…».
Диак: «Спаси Боже…» (на амвоне).
Хор: «Господи помилуй» (12р).
Свящ: «Милостию и щедротами…».

Хор: Ирмосы 1-го канона. Канон совершается также, как и на утрени в великим славословием. На практике в это время совершается помазание народа елеем). После помазания священник берет Евангелие и подымается на амвон, откуда осеняет Евангелием народ и уносит его в алтарь, где полагает Евангелие на престол. Царские Врата закрываются. Когда священник осеняет Евангелием народ, пономари ставят свечи перед амвоном, затем уносят их в алтарь.
Каноны на воскресной утрени.
а) Если малый святой: Октоих: канон воскресен — на 4-ре, крестовоскресный — на 3, Богородице — на 3. Минея — святому на 4-ре.
б) Шестеричный святой и полиелейный (если 1 канон): воскресный на 4-ре, крестовоскресный — на 2, Богородице на 2, Минеи — на 6-ть.
в) Бденный святой, полиелейный (если 2 канона): воскресный на 4- ре, Богородице на 2, Минеи — 8-мь.
г) 2 святых: воскресный на 4-ре, кресто-воскресный на 2, Богородице — на 2, 1-й канон Минеи — на 3, 2-й канон Минеи -на 3.
д) Праздничный святой в неделю, в период пред- и попразднства: воскресный на 4-ре, праздника — на 4-ре, святого (Минеи) на 6-ть.
е) Малый и шестеричный святой в неделю в период пред- и попразднства: воскресный на 4-ре, Богородице на 2, праздника на 4-ре, святого на 4-ре.

Седальны по 3-й песни:
а) Двунадесятый богородичный праздник в неделю: кондак и икос Октоиха, седален празднико, «Слава и ныне» седален праздника (еще раз).
б) Недвунадесятый богородичный праздник или любой святой (два святых) в неделю: кондак и икос святого (или богородичного праздника), кондак 2-го святого (если есть), седальны Минеи.
в) Любой святой в неделю в период пред- и попразднства: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого, «Слава и ныне», седален праздника.
г) В недели Постной и Цветной Триоди: см. особенный устав для каждого конкретного дня.

По 6-ой песни:
а) Если двунадесятый праздник в неделю: кондак и икос праздника.
б) В недели Постной (кроме 4-й и 5-й недели Великого Поста) и Цветной Триоди: кондак и икос Триоди.
в) Все остальные недели + 4-я и 5-я недели Великого Поста: кондак и икос Октоиха.

По 9-ой песни:
Хор: Катавасия.
Диак: Малая ектения.
Свящ: «Яко тя хвалят…».
Диак+хор: «Свят Господь Бого наш» (во глас недели).
Чтец: Светильны.
На воскресной утрене.
а) Один святой (любой) в неделю: экзапостиларий евангельский (Приложение Октоиха; номер экзапостилария соответствует номеру прочитанного на утрени воскресного Евангелия). «Слава»: светилен Минеи. «И ныне»: Богородичен евангельского экзапостилария (Октоих).
б) Два святых в неделю: экзапостиларий евангельский, 1-й светилен Минеи. «Слава»: 2-й светилен Минеи. «И ныне: Богородичен евангельского экзапостилария.
в) В период прад- и попразднства: также, как в пунктах а) и б), но только на «И ныне» читается светилен праздника.
г) В недели Постной Триоди: евангель-ский экзапостиларий (Октоих). «Слава»: Триоди. «И ныне»: Триоди.
д) В недели Цветной Триоди: устав указан в Цветной Триоди на ряду (для каждого конкретного дня).

Хор: «Всякое дыхание».
Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).
Хор: Стихиры «на хвалитех»:
На воскресной утрени: на 8-мь.
а) Если святой Минеи не имеет хвалитных стихир: Октоиха: 8, «Слава»: евангельская стихира (приложение Октоиха, номер стихиры соответствует номеру воскресного Евангелия, читанного на утрени), «и ныне»: «Преблагословенна еси Богородице Дево…»
б) Если есть в Минее хвалитные стихиры: Октоиха — 4, Минеи — 4 (вмес-те со «славной», два последних припева берутся из стиховни великой вечерни, Минея). «Слава»: стихира Евангельская; «и ныне»: «Преблагословенна еси Богородице Дево…».
Прим: Перед пением «Преблагословенна еси Богородице Дево…» диакон открывает Царские врата.
Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»
Хор: Великое славословие, Трисвятое, тропарь по уставу:
а) Если 1, 3, 5, 7 гласы: «Днесь спасение миру…».
б) Если 2, 4, 6, 8, гласы: «Воскрес из гроба…».
Диак: Сугубая ектения.
Свящ: «Яко милостив…».
Диак: Просительная ектения.
Прим: Если священник служит без диакона, то эти две последние ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне.
Свящ: «Яко Бог милости и щедрот…», главопреклонная молитва, возглас — «Твое бо есть…».
Диак: «Премудрость».
Хор: «Владыко благослови».
Свящ: «Сый благословен…».
Хор: «Честнейшую херувим…».
Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже…».
Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».
Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.
Хор: «Великого господина…»
По обычаю к утрени присоединяется 1-й час.

Некоторые сведения из истории формирования
чинопоследования изобразительных.

Во времена раннего христианства был обычай, согласно которому, миряне могли уносить с собой после Литургии частицы освященных Святых Даров. Известно о возможности причастия в домашних условиях преждеосвященными Дарам под одним видом Хлеба, — как свидетельствует Тертуллиан (ум. после 220г.), — одного Тела Христова было достаточно для причастия, ибо оно освящает всё. Климент Александрийский (+215) сообщает, что при преломлении Хлеба за Евхаристией, каждому из верных дозволялось брать некоторую его часть домой (см. Строматы. I, 1). Во времена гонений на Востоке верующие всегда имели дома частицы Святого Хлеба и сами себя причащали, но эта практика не исчезает и в мирные времена. Святитель Василий Великий (+ 379) пишет, что «Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, хранят причастие в доме и сами себя причащают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин имеет у себя причастие в доме и сам себя причащает, когда захочет» (Письмо 89, к Кесарию). В более поздних свидетельствах, у Иоанна Мосха (+ ок. 634) в «Луге духовном» (гл. 29), говорится о случае, когда женщина ходила в гости к соседке, чтобы совместно приобщиться Святого Причастия. На Западе обычай возможности причащения под одним видом (только Телом) выразился в том, что Римо-Каталическая литургическая традиция, начиная с XII века, усвоила практику причащения мирян за Мессой под одним видом Хлеба. Как замечает Н. Д. Успенский, практика причащения под одним видом была в строгом смысле отступлением от апостольской традиции, вызванная, в частности, чрезвычайными обстоятельствами гонений, а, впоследствии, оправдываемая её давностью. В этом контексте следует заметить, что причащение под одним видом Хлеба издревле не вызывало сомнения в действительности причастия, также как сегодня причащение младенцев только под видом Вина рассматривается как само собой разумеющееся. При этом, латинская практика причащения мирян под одним видом, сегодня вызывает осуждение со стороны православных.
Традиция домашнего самопричащения в свое время дала повод к развитию небольших последований, читаемых перед причащением (вне Литургии) преждеосвещенными Дарами. В простейшей форме эта практика отражена в житие Марии Египетской (V в.) – когда старец Зосима принес Причастие в пустыню ко святой Марии, были прочитаны «Символ веры» и молитва Господня «Отче наш», а после причастия молитва Семеона Богоприимца — «Ныне отпущаеши». Возникшие в скором времени в отшельнической практике последования самопричащения легли в основу так называемого чина Изобразительных. Ревностные подвижники, «…подобно своим великим наставникам – Евфимию Великому, Савве Освященному и другим, удалялись на известный срок (от Крещения до Святой Пасхи) из Лавры в пустыню и там предавались уединенным подвигам, а чтобы не оставаться долго без причащения, они могли брать с собой из монастыря Святые Дары… В определенный час (когда совершалась литургия в монастыре) монахи-отшельники прочитывали положенное последование «на причащение», или Изобразительны, и затем причащались Святых Таин».
Изобразительные в своим развитом последовани сегодня напоминают некоторые элементы богослужения, употребляемые за Литургией. То есть, как бы «изображают литургию» — отсюда и появилось такое русское название: «Изобразительные». В просторечии этот чин часто называют «обедницей». В греческой практике это последование имеет другие наименования.
Согласно книги «Орлогион», предназначенной для келейного употребления палестинских монахов саввитской традиции IX в., указывалось последование к причащению преждеосвященными Дарами, совершаемое после 9-го часа. Монах отшельник приступая к самопричащению совершал следующие моления:
— обычное начало;
— евангельские заповеди блаженств;
— молитвы: «Лик небесный…» и т.д.;
— символ веры;
— молитва Отче наш;
— читаются стихи 33 псалма (это издревле был причастный псалом);
— «молитва по причащении» и «благодарственная молитва».

Подобное последование было известно и в других уставных традициях этого времени: в Евергититском монастыре и монастыре Феодора Студита (+826). Правда студийский монастырь включил последование «изобразительных» после Литургии и употреблял их для молений перед трапезой, которая начиналась с вкушения антидора именуемого «евлогия», т.е. благословение и богородичной просфоры, — по подобию хлеба в древности употребляемого во время Агап. В византийском Евергетитском монастыре это последование совершалось только в те дни, когда литургия по каким-либо причинам не служилась. Чин Изобразительных в данном случае как бы заменял собой литургию.
В современном последовании изобразительных после символа веры добавлена небольшая молитва «Ослаби остави…», после «Отче наш» следуют храмовый и дневные кондаки и указана одна заключительная молитва к Пресвятой Троице, под авторством Василия Великого. Молитв по причащении в нынешнем последовании нет, это и понятно, т.к. причастие преждеосвященными Дарами осуществляется в чине на Вечерне, или же причастия может не быть вовсе (например: в понедельник, вторник и четверг в обычных будничных великопостных богослужениях).
Итак, «Изобразительны» вошли в состав монастырских служб великой Четыредесятницы и заняли место между 9-м часом и Литургией Преждеосвященных Даров, так что и по сей день, сохраняется традиция совершения «Изобразительных» в будние дни Великого поста, когда не служится полная Литургия (Иоанна Златоуста или Василия Великого). К IХ веку в последование изобразительных входили также псалмы 102й и 145й, которые стали употребляться в качестве литургийных антифонов , а в великопостные богослужения изобразительные так и вошли без них, начинаясь с пения (иногда чтения) евангельских заповедей блаженств.