Добродетели

Добродетели2020-02-06T16:15:51+03:00

«Христианские добродетели»

Каждый человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ – это то, что заложено во всяком человеке с самого рождения, а подобие мы должны достигнуть, то есть прийти к святости. Этому пути должны следовать не только люди, которые на наш взгляд, могут иметь особые дары от Бога, но все христиане без исключения: это наш путь, наша радость, наша обязанность. Святитель Тихон Задонский писал: «Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет 1:16). Должен и ты хранить святость, данную в крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом».

Чтобы встать на путь святости необходимо понять каким качествам необходимо следовать – это и есть христианские добродетели.

Добродетель — это нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться которые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравственному богоуподоблению.

прп. Симеон Новый Богослов

В Священном Писании мы видим несколько основных свидетельств об этих добродетелях: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор 13:13). И более широкое осмысление: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22-23). При том, что эти добродетели пересекаются в отдельных моментах, так, например, когда человек всецело вверяет свое сердце Богу, то «получает от Него новые силы, новую жизнь, новое утешение, мир и радость, душевное упокоение, праведность и святость» (Свт. Тихон Задонский).

Таким образом, Господь показывает нам видимое многообразие различных добродетелей, указывая на разные пути по достижении святости. Этим самым Он проявляет внимание к свободе человека, или, иными словами, Свою любовь к нам.

О страхе Божием

Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом. Если человек старается исполнять волю Божию, которая есть проповедь Благой вести примером своей жизни, и пока слушает повеления Бога в Священном Писании, то творит добродетель.

О смирении

«Всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится» (Лк 18:14).  Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Святитель Иоанн Златоуст писал о смирении: «Если хочешь быть смиренным, то не будь кроток с одним, и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будь то друг или враг, великий или малый».

О презрении и отрицании мира

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»– говорит Христос (Мф16:26). Под «миром» в Священном Писании можно понимать и землю нашу, и сообщество людей. Это не значит, что мы должны отрешиться от всех вещей или ненавидеть людей и гнушаться ими. Также не то, чтобы уйти в монастырь или пустыню. Отрешиться от мира означает «не что иное, как отвратить сердце и любовь от всего того, что нас от любви Божией отводит и до вечного неблагополучия доводит» (Свт. Тихон Задонский). То есть, знать во всем меру и согласовывать свои поступки с Евангелием.

О любви к Богу

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», – говорит Христос (Ин 14:15). Истинно любящий Бога старается исполнять Его заповеди не из страха быть наказанным, но из любви к своему Отцу, которые непрестанно имеет попечение о нем, совершенно бескорыстно являя Свои блага каждому человеку независимо от ответа. «Истинно любящий уклоняется от всего того, чем любимый его оскорбляется, ибо оскорбление противно любви. А поскольку Бог всяким грехом оскорбляется, то истинно любящий Бога всякого греха бережется, как пророк увещевает: «любящие Господа, ненавидьте зло»» (Феофан Затворник).

О благодарении Богу

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» – говорит апостол (1Фес 5:18). Благодарение – это самая высокая форма исповедания, то есть свидетельства Бога. Оно является внутренним, сердечным и радостным ощущением Его благости и милости ко всем людям и, конечно же, к нам самим. Псалмопевец Давид сочинял целые хвалительные псалмы: «Возвеличьте Господа со мною, и вместе превознесем имя Его». И еще: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс 33:4, 9). А также призывал людей радоваться вместе с ним.

О надежде

Ап. Павел говорит о надежде, что она «…не постыждает…» (Рим 5:5). Причина появления надежды в сердце человека, как и веры – есть Сам Бог и поэтому, имея причиной Бога, надежда не может быть посрамлена, ведь основанием она имеет твердое основание. Также о незыблемости христианской надежды нам напоминает сам царь Давид: «надеющийся на Господа, как гора Сион не подвигнется…» (Пс 124:1).

Для того, чтобы у человека появилось та самая надежда ему обязательно необходимо получить обетования, а именно, предмет стремления. Простые миряне видят этим предметом спасение или помощь Божию. Библия дает нам такое обетование: «А за тем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу… тогда истребится последний враг – смерть… да будет Бог все во всем» (1Кор 15:22-28).  

О молитве

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим 2:1–2). Истинная молитва происходит именно от христианской надежды. «Молитва есть прошение добра, которое приносят благочестивые люди к Богу» (Свт. Василий Великий).

О любви к ближнему

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). Каждый человек друг для друга является ближним. Не родство, а нужда и бедность, не близость «крови и плоти», а союз любви и милосердия делает нас ближними. Человек, который любит ближнего не мстит за нанесенную ему обиду, но великодушно переносит ее. Приписывая всю вину дьяволу, который подстрекает всех людей.

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу. […]

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией. Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания». […]

Любовь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Любовь — (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное [...]

Милосердие и Милостыня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Милосердие — сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Милостыня — деятельное проявление милосердия . […]

Покаяние

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Покаяние — фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. [...]

Go to Top