Школа звонарей

Главная/Служение/Школа звонарей
Школа звонарей2022-08-11T12:04:51+03:00

Хват звонаря

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 28 мая 2022г. в школе колокольного звона храма Лазаря Четверодневного ученик от храма Святых Царственных Страстотерпцев Димитрий Минкин, осваивает хват звонаря. Помоги [...]

Новости в школе колокольного звона

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 14 мая в школе колокольного звона прошло очередное занятие. На учебной звоннице, прихожанка и звонарь нашего храма св. прав. Лазаря [...]

Школа колокольного звона.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!  5 декабря 2021 прошло очередное занятие Школы колокольного звона Кризисного центра прихода Святого Праведного Лазаря Четверодневного.  В нём приняли участие из числа [...]

Колокольный звон занятие 24 июня 2021г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В четверг 24 июня в нашем приходе, в рамках Кризисного Центра, прошло первое практическое занятие по колокольному звону с инвалидном по зрению [...]

Первое занятие по Изучению основ колокольного звона 09.02.21г

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В рамках работы Кризисного центра храма Лазаря Четверодневного, во вторник, 9 февраля, прошло первое занятие по Изучению основ колокольного звона. Под чутким [...]

О  колокольном звоне — к  богослужению и во время богослужения

Колокол – символ духовного трезвения.

Православные  христиане  созываются  к  богослужению в храм посредством звона в колокола.

Колокольный звон возвещает так же и не присутствующим в храме о важнейших  моментах  Православного  богослужения.

Наконец, колокола  радуются  и  со-празднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.).

В период управления своей епархией в 4-5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук.

Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

О Руководителе направления:

Отец диакон Георгий  (Марченко Егор Алексеевич)
Родился в городе Норильске 14.06.1979.
Принял Святое Крещение в возрасте 5 лет, крестила тайно образующе бабушка, в городе Екабпилс (Рига, тогда еще Советский Союз)
Рукоположен во диаконы 26 сентября 2021 года митрополитом Санкт- Петербургским и Ладожским Варсонофием.

Образование:

  • 1-е высшее — инженер механик 2001г. ( БГТУ Военмех) ,
  • 2-е высшее — международный промышленный менеджмент 2003г. (БГТУ Военмех).
  • На данный момент закончил третий курс Духовной Академии.
  • Духовное чадо о. Георгия Чебакова с начала 2018 года. С этого же времени появилось направление колокольного звона.
  • По благословению духовного отца учился колокольному звону в Соборе Владимирской Иконы Божьей матери. (Спб. Станция метро Владимирская)

Цели и задачи направления

Колокольный звон является неотъемлемой частью Богослужения. Задачей нашей школы является изучение богослужебного круга в целом, освоение на практике того, как и в какие моменты колокольный звон встроен в богослужение .

Основные положения 

  1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника,
  2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться.
  3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.

Молитва перед звоном

Благовествуй земле радость велию,

Хвалите небеса Божию славу.

Господи, гласом звона сего священного,

Всякое стремление к ленности от сердца моего отжени.

И спешно мя на молитву и всякое дело благое,

Силою своею сотвори. Аминь.

Разновидности звонов

Благовест — одиночные удары в большой колокол.

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».

Перезвон — поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон — удары от большого к малым по 7 ударов в каждый.

Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Распространенные ошибки

  1. Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
  2. Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
  3. Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).

Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):

  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
  3. Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
  4. Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
  5. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.

Звон на Литургию (утро):

  1. К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
  2. На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
  3. По окончании Литургии: трезвон (во время целования Креста).

Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):

  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.

Профилактический осмотр колокольни

  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
    1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола.  Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать).
    2.2.  Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
  3. Визуальный осмотр языков.
    1.  На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла.
    3.2.  Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
  4. Надежен ли помост звонаря.
    1.  Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила.
    4.2.  Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
  5. Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.

Техническое состояние колокольни

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный. При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.

На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

Система управления звоном

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.

Зазвонные – 3 самых маленьких (от  5 до 12 кг).

Подзвонные — средние (от  16 до 290 кг).

Благовестники – большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.

За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.

О  звоне к  богослужению и во время богослужения

Православные  христиане  созываются  к  богослуже­нию в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и не присутствующим в храме о

важнейших  моментах  Православного  богослужения.

Наконец,  колокола  радуются  и  спразднуют  с  нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов  на церковных звонницах бывает различным,  но в основном,  там име­ется никак не меньше 4-х, а чаще всего 6-8 колоколов.

Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к  малой  вечерни  и  всенощному  бдению.  Там  мы  говорили,  как  устраивается  звон  при  7-ми  колокольной звоннице.  Теперь же мы скажем о звоне при  4-х коло­кольной  развеске.  На  такой  звоннице  имеется  4  кол от­

Колокола: это:

1-й  —   большой,  воскресный  колокол,

2-й  —  полиелейный

3-й — вседневный

4-й — зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение,  благовестить  к  бдению  и  к  поздней  литургии надо в первый, большой колокол,  трезвонить же во все

колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а  в  дни  полиелейных  святых  и  в  предпразднества  и  отдания  Господских  и  Богородичных  праздников  —  ко всем  службам благовестить в полиелейный,  второй колокол,  трезвонить же во 2-й, 3-й и

4-й колокола.

В  остальные  дни  благовестить  ко  всем  службам  в повседневный,  третий  колокол,  трезвонить  же  в  3-й  и 4-й колокола.

О колокольном звоне

Порядок  звона  при  служении всенощного  бдения

Благовест  к  бдению  производится  15—25  минут, затем следует троекратный —   «в три стиха»  звон во все колокола (трезвон)

Во  время  пения  тропаря  по  «Ныне  отпущаеши» производится двукратный —   «в два стиха»  второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный —  «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На  9-ю  песнь  канона  производится  благовест  в  25 ударов в большой .

Когда за бдением в  церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться  «проводной» звон, начинающийся  с  пением  «Под  Твою  милость»  или кондака по  1-м часе.

Порядок  звона  при  вседневном богослужении

К обычному вечернему богослужению благовестить надо  15  минут,  перед  9-м  часом.  По  прочтении  9-го часа  —  должен  быть  троекратный  звон  во  главе  с  тем

колоколом,  в который производился благовест.

К  утрени  благовестить  в  конце  полунощницы,  5 минут.  По  прочтении  же  полунощницы  творить  трое­кратный звон,  как в начале вечерни.

Если  утреня  полиелейная,  то  производится  одно­кратный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9-ю песнь производится благовест в 25 ударов.

Порядок  звона  при  служении Божественной  литургии

При служении и ранней, и поздней литургии наблю­дается  единый  порядок  колокольного  звона:  благовест производится  15  минут ,  перед  началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон .

На  «Достойно»1,  во  время  «Верую»,  производится благовест в  50 ударов . Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях,  это то, что благовест перед началом ранней литургии  совершается  редким  ударением,  а  благовест перед поздней литургией — частым.

Когда служит архиерей,  благовест к началу литур­гии, во время шествия, заменяется звоном во все коло­кола, а по окончании шествия снова производится бла­говест в один колокол и продолжается (все время обла­чения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

Порядок  звона  при  других службах

При совершении водосвятия,  от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоко­лов  от  большого  до  малого  по  25  ударов  в  каждый колокол, а при троекратном погружении креста — трое­кратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

При  совершении  панихид  производятся  редкие удары  в  один  большой  колокол,  а  при  пении  «Вечная память»  —   однократный  звон  во  все  колокола,  при

ударах в большой  «через край».

При совершении молебнов, на многолетии произво­дится троекратный звон или однократный, в зависимос­ти от того,  сколько раз поется  «Многая лета».

Некоторые  указания  звонарю

Колокольный  звон  является  равноценным  храмо­вым священнодействием,  поэтому:

всякий  колокольный  звон  должен  производиться только с благословения настоятеля или служащего свя­щенника;

I  Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися  Отцу

II Сыну н Святому Духу…*.

О колокольном звоне

Всякий  колокольный  звон  должен  сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что имен­но  надо  читать  в  данном  случае,  то  указанною  в

Церковном  Уставе,  если  же  не  указывает,  то  молитвою

«Господи  Иисусе  Христе,  помилуй  мя,  грешнаго»,  со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударе­ний в колокола.

Звонарь  должен  наблюдать (а  помогает  ему в  этом церковный  староста  или  один  из  его  помощников), чтобы  звоны перед  богослужением,  а  в  особенности  во время  его,  не  запаздывали,  но  производились  в  точно указанное Уставом время (не,  как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Памятка для звонаря

На колокольне  необходимо помолиться перед звоном и по окончании звонов.

Разновидности звонов.

Благовест — одиночные удары в большой колокол. (Благовест  «…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней … Он, собственно, уже есть Богослужение» — говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается: в великие праздники — в праздничный колокол перед воскресными службами — в воскресный колокол.)

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов и выражает христианскую радость и торжество. При исполнении отдельно трезвона обычно имеется три отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Основная часть трезвона (собственно звон) может осуществляться в один, два или три приёма.

Двузвон — краткий трезвон в два приёма через небольшую паузу.

Перебор (погребальный звон для мирян ) — по одному медленному удару, пока звук от предыдущего удара не прекратится,  в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». При внесении гроба во храм для отпевания- краткий трезвон. А при выносе гроба из храма- перебор и краткий трезвон.

При отпевании, обнесении гроба с телом вокруг храм и погребении священнослужителей  каждая серия перебора начинается с 12-ти ударов в самый большой колокол, а в остальном совершается такой же порядок звона перебор, как и для мирян.

Перезвон – печально-торжественный звон, поочерёдные удары (по одному  удару в каждый колокол) от большого   к малым колоколам , с ударом «во вся» только в конце перезвона.

Перезвон совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

 Перезвон осуществляется более быстрыми и равномерными ударами чем перебор-погребальный  звон для грешных и смертных людей.

Водосвятный перезвон (а так же во время Крестного хода при Великом освящении воды) – частые удары от большого к малым колоколам, по 7 ударов в каждый колокол. При троекратном погружении креста в воду соверщается трезвон в три или один приём.

Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с поочерёдным ударом в оба колокола.

Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):

 

Перед службой (к Вечерне): за 10-15 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первых 3 долгих), затем трезвон ( возможно в  три приёма).

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон в два приёма, те есть – двузвон и выражает радость Рождества Христова.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон в один приём.

Звон на «Честнейшую херувим»: от возгласа «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектении – благовест  9 медленных ударов (с промежутком 15-20 секунд)

 

 

Звон на Литургию (утро):

Перед службой (к Литургии): за 10-15 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первых 3 долгих), затем трезвон ( возможно в  три приёма).

Звон к Евангелию: во время «Аллилуария» до возгласа священника: «Вонмем» перед чтением Евангелия – трезвон в один приём.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей Пречистой Преблагословенной Владычице нашей Богородице…»)  благовест — 12 медленных (с промежутком 15-20 секунд) и трезвон в один приём (30-40 секунд)  только по благословению настоятеля!!!.

По окончании Литургии:  трезвон (во время целования Креста).

Звон к Царским часам  в навечерие праздников Рождества Христова  и Богоявления Господня:  благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол и трезвон в один приём.

На утрене в день Воздвижения Креста Господня, в неделю Крестопоклонную и 1(14) августа в день Происхождения (Изнесения) Честных Древ  Животворящего Креста Господня:  перед выносом  Креста из алтаря во время пения  Великого Славословия совершается перезвон (по три-пять  ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Креста на аналое – трезвон в один или три приёма.

В случае проведения Крестного хода на всём его протяжении совершается такой же перезвон.

На утрене в день Успения Пресвятой Богородицы :  перед выносом Её Плащаницы  из алтаря  совершается перезвон (по одному или по три-пять  ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Плащаницы на середину храма – трезвон в один или три приёма.

На Всенощном бдении при погребении Плащаницы Пресвятой Богородицы:  по окончании пения Великого Славословия и начала Крестного хода с Плащаницей вокруг храма совершается перезвон (по одному или по три-пять  ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), а при вхождении Крестного хода в храм до положения Плащаницы на середину храма – трезвон в один  приём.

Порядок совершения звонов
во дни Великого Поста

 

Сырная седмица.

В среду и пятницу Сырной седмицы Литургия не совершается и звучит только благовест (40 ударов) в постный колокол, по окончании службы — звона нет. На это в Типиконе указывается в 49-ой главе «На часех в кампан не ударяем».


В прощеное воскресенье
к Вечерне – благовест в воскресный колокол (ради Великого прокимна), после чина прощения – звона нет.

1 седмица Великого поста. Торжество Православия
С понедельника по четверг включительно
звон перед Повечерием (с чтением Великого Покаянного Канона) – благовест (40 раз)
Среда и пятница – 
Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – 
благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – 
Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный).
В воскресенье – 
Литургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье
 к Вечерне – благовест в Воскресный колокол (ради Великого прокимна).

 

2 седмица Великого поста. Григория Паламы
Среда и пятница – Литургия  Преждеосвященных  Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – 
благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – Литургия  Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – 
Литургия  Василия  Великого – звоны обычные.
В воскресенье
 к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

 

3 седмица Великого поста. Неделя Крестопоклонная

Среда и пятница – Литургия  Преждеосвященных  Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой –
 благовест (40 раз) и трезвон.
В субботний день
  Звоны обычные. В конце Всенощного бдения, во время пения Великого Славословия, при выносе Креста, совершается перезвон (по три-пять  ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Креста на аналое – трезвон в один или три приёма.
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье
 к Пассии — благовест(12 раз)  в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

4 седмица Великого поста. Иоанна Лествичника.


Среда и пятница –
 Литургия  Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – 
благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – Литургия  Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – 
Литургия  Василия  Великого – звоны обычные.
В воскресенье
 к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

 

5 Седмица Великого поста. Марии Египетской.

Среда и пятница – Литургия  Преждеосвященных  Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
Среда вечер – 
вечером читается Покаянный Канон (Мариино стояние). К вечерне – благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов. В Типиконе указывается: «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни»
Пятница вечер – Суббота Акафиста Пресвятой Богородице. К вечерне – благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов.
В субботу – 
Литургия  Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – 
Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье
 к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

 

6 седмица Великого поста.
Среда и пятница – 
Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – 
благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – 
Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье
 к Вечерне — благовест в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

 

7 седмица Великого поста. Страстная седмица.
Великий Понедельник
, Великий Вторник, Великая Среда –перед началом богослужений благовест в «постный» колокол – к часам  «часят», перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои.
Великая Среда вечер – К Повечерию Великого Четверга – благовест (40 ударов)
Великий Четверг – 
Литургия Василия Великого —благовест перед службой (40 ударов) и трезвон.
Великий Четверг вечер. К Утрене – благовест (40 ударов), а во время чтения Евангелия – удары в благовест (перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т.д.), по окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон).
Великий Пяток (утро) – Царские часы. Перед часами — звонят благовест (40 ударов) в воскресный колокол, затем «звон в двои, един долгий». Во время часов не «часят». Литургии нет.
Великий Пяток (день) – Вынос Плащаницы. Перед Вечерней – благовест (40 ударов). Во время выноса Плащаницы – перезвон (по 1, 3, 5 или 7 ударам в каждый колокол) от большого к малым колоколам. По поставлении Плащаницы в середине храма — краткий трезвон.
Великий Пяток (вечер) – Чин погребения Плащаницы. К Утрене – благовест (40 ударов). Во время Крестного хода — перезвон от большого к малым колоколам. По входе в Крестного храм и положении Плащаницы на середину храма – краткий трезвон.
Великая Суббота – Литургия Василия Великого. ЗВОНА НЕТ. По установившейся традиции, не принято совершать звоны от чина погребения до Пасхальной Полунощницы.

Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа.

К Полунощнице – благовест (40 ударов редкими ударами – примерно 5 минут).

К началу Крестного хода – «радостный», Пасхальный трезвон (во все колокола).

Перед Пасхальным началом (в тот момент, когда Крестный ход станет у западных дверей храма) трезвон прекращается.
По совершении Пасхального начала (во время вхождения Крестного хода в Храм) трезвон возобновляется.
Перед Литургией – благовест и  трезвон в три приема. На Литургии во время чтения Евангелий совершается торжественный перезвон по семь ударов (если не Кириопасха).
Во время Евхаристического канона — 12 ударов в колокол (и трезвон 30-40 секунд, если благословит настоятель !!!)
  По окончании Литургии — Пасхальный трезвон (во все колокола).

Аминь.

Слава Богу за все!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Координатор Кризисного центра Наталья Ильина тел.+7(981)799-25-89

«Что’ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». (Иак. 2:14-18).

Хват звонаря

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 28 мая 2022г. в школе колокольного звона храма Лазаря Четверодневного ученик от храма Святых Царственных Страстотерпцев Димитрий Минкин, осваивает хват звонаря. Помоги [...]

Новости в школе колокольного звона

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 14 мая в школе колокольного звона прошло очередное занятие. На учебной звоннице, прихожанка и звонарь нашего храма св. прав. Лазаря [...]

Школа колокольного звона.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!  5 декабря 2021 прошло очередное занятие Школы колокольного звона Кризисного центра прихода Святого Праведного Лазаря Четверодневного.  В нём приняли участие из числа [...]

Колокольный звон занятие 24 июня 2021г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В четверг 24 июня в нашем приходе, в рамках Кризисного Центра, прошло первое практическое занятие по колокольному звону с инвалидном по зрению [...]

Первое занятие по Изучению основ колокольного звона 09.02.21г

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В рамках работы Кризисного центра храма Лазаря Четверодневного, во вторник, 9 февраля, прошло первое занятие по Изучению основ колокольного звона. Под чутким [...]

О  колокольном звоне — к  богослужению и во время богослужения

Колокол – символ духовного трезвения.

Православные  христиане  созываются  к  богослужению в храм посредством звона в колокола.

Колокольный звон возвещает так же и не присутствующим в храме о важнейших  моментах  Православного  богослужения.

Наконец, колокола  радуются  и  со-празднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.).

В период управления своей епархией в 4-5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук.

Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

О Руководителе направления:

Отец диакон Георгий  (Марченко Егор Алексеевич)
Родился в городе Норильске 14.06.1979.
Принял Святое Крещение в возрасте 5 лет, крестила тайно образующе бабушка, в городе Екабпилс (Рига, тогда еще Советский Союз)
Рукоположен во диаконы 26 сентября 2021 года митрополитом Санкт- Петербургским и Ладожским Варсонофием.

Образование:

  • 1-е высшее — инженер механик 2001г. ( БГТУ Военмех) ,
  • 2-е высшее — международный промышленный менеджмент 2003г. (БГТУ Военмех).
  • На данный момент закончил третий курс Духовной семинарии.
  • Духовное чадо о. Георгия Чебакова с начала 2018 года. С этого же времени появилось направление колокольного звона.
  • По благословению духовного отца учился колокольному звону в Соборе Владимирской Иконы Божьей матери. (Спб. Станция метро Владимирская)

Цели и задачи направления

Колокольный звон является неотъемлемой частью Богослужения. Задачей нашей школы является изучение богослужебного круга в целом, освоение на практике того, как и в какие моменты колокольный звон встроен в богослужение .

Молитва перед звоном

Благовествуй земле радость велию,

Хвалите небеса Божию славу.

Господи, гласом звона сего священного,

Всякое стремление к лености от сердца моего отжени.

И спешно мя на молитву и всякое дело благое,

Силою своею сотвори.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Координатор Кризисного центра +7(962)697-85-12 

«Что’ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». (Иак. 2:14-18).

Go to Top