Церковные праздники

Главная/Приход/Церковные праздники
Церковные праздники2019-01-02T04:19:23+03:00

«Церковные праздники».

История человечества являет нам множество событий достойных почитания или воспоминания. Церковь Христова предлагает своим верным чадам праздники, которые не просто вспоминаются как некогда прошедшие события в секулярном обществе, но переживаются нами снова и снова, как проходящие в этот самый момент.

Праздник как анамнезис и утверждение бытия.

«В сокровищнице богословия Православной Церкви особое место занимает эортология (от греч. έορτή – праздник), изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников в этом смысле представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении» .
Церковный год основан на праздниках: «сердцевиной» его является пасхальный цикл, а кроме того, в течение года рассеяны свыше десятка великих и множество меньших по своему значению праздников. Что же значит праздновать? Что делает Церковь: пытается вернуть нас памятью в празднуемое событие, воспроизвести его вновь в настоящем времени, или что-то еще?
Немецкий ученый Михаил Кунцлер пишет, что сутью любого праздника является «утверждение бытия» . Люди празднуют для того, чтобы снова осознать свое бытие и бытие других и мира в целом в зависимости от ситуации и повода. В этом смысле даже похороны и поминальный обед являются праздниками, и любое событие, переживаемое людьми как такой праздник, даже светское, будет обязательно иметь религиозное измерение. А если праздник не раскрывает Божий замысел о бытии, не утверждает бытия и не объединяет человека с Богом, то такой праздник очень быстро или отмирает или превращается просто в выходной
Откуда эти различия в воспоминании событий светской истории и событий, отмечаемых в церковных праздниках? Первые из них с течением времени теряют свой смысл и актуальность, – со вторыми связана личная судьба каждого отдельного человека. Они происходили для каждой вступающей в мир души, в какой бы год и час она ни родилась на земле для жизни в вечности. Вот отчего мы ежегодно переживаем христианские праздники как вновь происходящие события.
Повторим, установленные Православной церковью праздники – это особо торжественные, священные периоды в ее литургической жизни, они представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. Смысл праздника в том, чтобы дать людям возможность «покидать» на время поток земной жизни и созерцать вечное.
Праздники — не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее руководству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя таким образом целую школу духовного возрастания.
Церковные праздники важны для того, чтобы люди не забывали Евангельские события. Православные праздники свидетельствуют о нашей живой вере. О том, что Спасение касается не только людей во времена Нового Завета, но и всех нас, верующих во Христа. Соблюдая традиции православных праздников, мы свидетельствуем о своей вере даже если церковные праздники кажутся необычными людям, которые не знакомы с традициями Церкви. В эти дни мы можем остановиться и задуматься о том, правильным ли путем мы идем ко Христу.

Первые христианские праздники, такие как Пасха, установлены по аналогии с еврейскими. Постепенно литургическое творчество церкви создает целый ряд праздников. Число их особенно умножилось в 4 в., поскольку возникла настоятельная необходимость заменить языческие праздники христианскими, утоляя естественную потребность людей в праздновании главных моментов природной жизни. Каждый отдельный праздник стал выражением определенной богословской идеи и нес в себе догматическое содержание.
В Церкви существует такое понятие как год церковный. Это годичная система праздников и постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Такая система существует для наставления верующих в Священном Писании и Священном Предании круглогодично. Богослужебный год начинается в соответствии с ветхозаветной практикой — осенью (до петровской реформы с сентября начинался в России и гражданский год).
Церковные праздники делятся на переходящие и неподвижные. Дата неподвижных праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи.
Самым главным праздником в Православной Церкви считается Пасха, воспоминание Воскресения Христова. Также мы помним об этом великом событии каждый воскресенье; этот день, как и все дни церковного года, особым образом, освящается для верующих совершением таинства Евхаристии.
Все важные праздники Православной церкви называются великими. Они, в свою очередь, подразделяются на: Пасху, Двунадесятые подвижные, Двунадесятые неподвижные, Великие недвунадесятые.
Особые двенадцать праздников, которые считаются Церковь наиболее важными после Пасхи – называются Двунадесятые. По своему содержанию эти праздники разделяются на Господские, посвященные событиям Господа Иисуса Христа и на Богородичные, посвященные земной жизни Пресвятой Девы Марии.

Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях). При совпадении богородичного двунадесятого праздника с воскресным днем воскресная служба соединяется со службой празднику.
Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь “облекается в одежды светлыя”. Сами священнослужители облачаются в соответствующие со¬держанию праздника облачения согласно сложившейся традиции.
В Господские праздники: Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета; на Воздвижение – фиолетового или темно красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим и в Пятидесятницу – в нынешней практике часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета. На Рождество Христово по идее должно быть цвета золота, но на практике в этот праздник чаще служат в белом облачении. На Пасху цвет облачения – белый (в начале пасхальной службы) и красный.

Пасха

Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, как “праздников праздник”, имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых и занимает первенствующее место в церковном календаре. [...]

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

Воздвижение Креста Господня

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Рождество Христово

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Богоявление, или Крещение Господне

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Сретение Господне (40 дней от Рождества Христова)

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества Христова

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Преображение Господне

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Успение Пресвятой Богородицы

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                       […]

Двунадесятые подвижные праздники

Пятидесятница – Сошествие Святаго Духа на Апостолов (День Святой Троицы)

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

Помимо двунадесятых праздников в церковном календаре значится ещё пять не переходящих великих праздников:

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

Рождество святого Иоанна Предтечи

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Основные православные праздники Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября. […]

Go to Top