Основные православные праздники
Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.
Сретение Господне
Празднуется: 15 февраля
Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса — на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей — для посвящения Богу).
Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи — там, в храме, — старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии — в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии. Так оно и стало.
Историко-литургическая заметка о празднике Сретения
Наиболее древними сведениями о торжестве Сретения Господня можно считать упоминания римской паломницы Этерии (IV в.). Она свидетельствует, что в практике Иерусалиской Церкви было особое выделение 40-го дня после Богоявления, отмечаемого на Востоке 6 января по ст. ст. Этот день не имел ещё привычного для нас сегодня именования и не был вполне самостоятельным, являясь как бы отданием общего праздника Богоявления. На этот день были предусмотрены особые процессии со светильниками, как бы во исполнение Евангельских слов, что Христос пришел как «Свет во откровение языков».
В практике Константинополя праздник с названием «Сретение» прочно обрел свое место и стал активно распространяться в VIв. Он имеет наименование, знаменующее собой встречу младенца Христа с Симеоном и Анной, как представителями ветхозаветного народа Божия, чающего избавления Израиля (на следующий день после Сретения Церковь воспоминает отдельно Симеона и Анну). Но бытовало и другое название праздника — «Очищение Марии», подчеркивающее собой идею ветхозаветного очищения Матери после родов. Согласно типикону, Сретение закрепилось как праздник Богородичный, но с элементами Господского.
Во времена имп. Юстиниана в Византии произошли не менее двух сильных землетрясений, к тому же на Константинополь обрушилась сильнейшая моровая язва. Прекращение всех этих бедствий связали с молебствиями на праздник Сретения, как Очищения в 542г. Результатом этого стало предписание о совершении молебных шествий в день праздника, наподобие процессий со светильниками в практике Иерусалимской Церкви, в воспоминание «избавления Антиохийской и Константинопольской Церкви от бедствий, коих зло простиралось и на прочия Церкви страны». К концу VI в., папа Григорий Двоеслов (+604) подхватил традицию процессий в день Сретения и учредил её в Риме. В уставах русских монастырей также сохранялись ремарки о совершении молебствий (литаний) вне монастыря в день праздника Сретения между богослужениями Утрени и Литургии.
Особенности богослужения в праздник Сретения Господня
Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называет¬ся «Очищение Марии», Пресвятой Девы.
По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом вхо¬де произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.
На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вто¬рая (ис., 6 гл.) — о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис. 10, 1-21) — о видении пророком Исаией Египта, куда «придет Гос¬подь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господне действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Ма¬терью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.
На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце ут¬рени, тропарь праздника (гл. 1-й): «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…». На полиелее величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Госпо¬день».
Прокимен: «Помяну имя Твое…», Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы…», «И ныне»: то же, «По¬милуй мя, Боже»…
Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари — на 12. Катавасия — праздника. Припев к праздничному канону поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни — седален, по 6-й песни — кондаки икос.
Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздни¬ка (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний…»; после каждых следующих четы¬рех — читается тропарь песни. В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний…».
На литургии — входный стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя…». Апостол о Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму…».
Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскрес¬ным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не¬деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между II января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Пост¬ной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. «Покаяния отверзи…» во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо «Покаяния…» следует петь: «Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же и «Помилуй мя. Боже…». А псалом 136, «На ре¬ках Вавилонских…», следует петь в Недели — блудного, мясо¬пустную и сыропустную .
Зри: Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, ут¬рени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни — паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой ве¬черни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира са-могласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех — тоже на «Слава».
Зри: Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.
Зри: Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскре¬сенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.
Зри: Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника пере¬носится на Неделю (воскресенье) сыропустную (см. Марковы главы в Типиконе), т.е. служится 1 февраля по старому стилю
Зри: Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего праздно¬вания 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.
Зри: Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.
Зри: Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февра¬ля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскре¬сенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если празд¬ник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.
Зри: В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случит¬ся на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно — в четверг, пятницу или субботу.
Зри: Если праздник Сретения случится:
1) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;
2) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной сед¬мицы, то отдание празднуется в сырный четверг;
3) во вторник или среду сырной седмицы — отдание в сырную субботу;
4) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;
5) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства но имеет.
Второй день праздника — 3 февраля — Церковь посвящает памяти участников события — святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная).