Паломничество

Паломничество 2019-01-25T21:59:01+00:00

ПАЛОМНИЧЕСТВО

alt

В наш скоростной, суетливый, бездушный в целом век так хочется порой остановиться, перевести дыхание, подышать чистым воздухом и насладиться тишиной и покоем.

Это можно сделать, выехав на природу. Но там вы не найдете ответы на сложные вопросы, с которыми каждому из нас приходится сталкиваться. Когда своего разумения явно не хватает, и важно попытаться понять волю Божию. Есть один старинный веками уже проверенный способ получить ответы на важнейшие вопросы – отправиться  в православное паломничество. Ответы приходят к вам в деталях самого путешествия, в разговорах с людьми, повстречавшимися вам в дороге, с чудотворными иконами, с молитвами в намоленных старинных монастырях, с раскаянием у святых мощей  или просто и прямо в беседе с монахом или старцем.

И как же просто сейчас это сделать. Садишься в машину, автобус или самолет — и через какое-то непродолжительное время ты уже у святынь. И нет долгого, опасного, утомительного пути, где Бог испытывает тебя на прочность. И уже подготовленного допускает до святых источников, святых икон и святых мощей.

 Совсем не так приходилось добираться до святых мест в  прежние времена.

Вступая на путь паломничества, двигаясь к святой цели, отстоящей от его дома на тысячи километров, человек предшествующих веков обрекал себя на долгие месяцы и годы жизни, полной лишений и опасностей. Духовный путешественник приступал к своему намерению как добровольному несению креста – целиком полагаясь на волю Божью.

Уходя из прежней жизни, от семьи, родного места, страны – духовный странник  вступал на путь, ведомый одному Господу. Паломничество в древние времена, без сомнения, было подвигом веры – человек пускался в путь уже уверовавшим, но ему следовало пронести свою веру сквозь странствие и очистить ее страданием и терпением.

Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.

По историческому происхождению слово «паломник» основано на производном от латинского palma «пальма» и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим. В обиходной народной речи «паломничество» часто заменялось другим, более понятным словом – «богомолье».

Первыми православными паломниками были в IV веке равноапостольные Константин и его мать – Елена, которые совершили паломничество к местам, связанным с жизнью, смертью и воскрешением Господа Иисуса Христа.

Результатом этого паломничества стало, как мы знаем, обретение Животворящего Креста Господня.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.

ALT

До этого времени существующий как провинциальный римский город, Иерусалим получает совсем новую значимость и облик (и возвращает свое название) через архитектурное и духовное осмысление святых мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Христианское почитание распространяется на всю Палестину, которая отныне именуется не иначе как Святая Земля.

Цель паломника – святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием «святыня» подразумевается все, чему в право-славии принято воздавать честь почитания: святые реликвии – частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью…

Русь вместе с христианством приняла подвиг паломничества.

Первый известный русский паломник, побывавший в Иерусалиме в XI в., был преподобный Антоний Печерский. В XII в. в Иерусалиме побывал новгородский святой – Антоний Дымский. На эти опаснейшие и очень по тем временам далекие путешествия у них уходили годы.

Паломничество развивалось по мере увеличения религиозного значения Руси. Пришло время, когда на Русь стали смотреть как на святую, как на наследницу Византии, и в Россию стали приходить паломники из иных стран, что подталкивало русских паломников к новым подвигам и путешествиям.

По мере возрастания духовности Руси этот подвиг стал более внутренним.

Русские люди стали посещать свои родные святыни, стали стремиться в Киев, в Москву, на Соловки, на Валаам — туда, где подвизались русские святые, где особенно видна благодать Божья.

Почти все русские святые, от древних до подвижников наших дней, были паломниками, почти все они шли на поклонение к святым местам, шли для того, чтобы заимствовать оттуда силу и святость. Так Серафим Саровский, прежде чем встать на монашеский путь, побывал в Киево-Печерской Лавре.

Паломничество или Богомолье различались не только расстоянием, но и причиной или целью. Человеком, пускавшимся в путь, двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здравия и исцеления для себя или своих родных.

Паломничества были однодневные, ближние и дальние.

Дальние богомолья совершаются к святыням или подвижникам, известным по всей России и находящимся за пределами данной епархии. Направляясь в наиболее известные монастыри или за границу, русские паломники заходили попутно в другие обители, а подчас сознательно выбирали не самый близкий маршрут. Сегодня, как и много веков назад, дальние богомолья совершаются в Святую Землю, на Афон, к мощам святителя Николая Угодника в г. Бари, в Троице-Сергиеву лавру, в пещеры Киево-Печерской лавры, в Оптину пустынь, в Саров и многие иные святые места.

На Руси много святых мест. Для каждой души найдется своя святыня, если душа к этому стремиться. «Ищите и обрящете, » — говорится в святом писании.

Мы с вами живем на  Северо-Западе России. На этих землях, принадлежавших Господину Великому Новгороду в IX в. происходило становление Руси как государства. Мы живем на земле святых и святынь. Редко какая земля в наше все еще безбожное в целом время может похвастаться таким количеством восстановленных действующих монастырей и храмов. А происходит это благодаря молитвам святых угодников, на этих землях совершавших свои земные подвиги.

ALT

Так например, чудесным образом восстановлен монастырь Александра Свирского и мощи преподобного, находившееся все советское время в Военно-медицинской академии были снова обретены в то время, когда начал возрождаться монастырь.

Александр Свирский основал свой монастырь в конце XV в.  И сподобился видения Святой Троицы. Святая Троица являлась смертным два раза. Аврааму у Мамврийского дуба и Александру Свирскому на новгородских землях у карельского озера.

На путешествие к мощам Александра Свирского в Карелию раньше только дорога туда из Санкт-Петербурга занимала не менее трех дней. Значит, на все паломничество не могло уйти меньше недели. При условии, что паломник едет на лошадях.  А если он идет пешком?

Сейчас мы можем уложиться за один день.

Спасо-Преображенский собор Варлаамо-Хутынского монастыря

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

А.С. Пушкин

ALT

Паломничество общества в Ново-Иерусалимский и Савво-Сторожевский монастыри

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.