В наш скоростной, суетливый, бездушный в целом век так хочется порой остановиться, перевести дыхание, подышать чистым воздухом и насладиться тишиной и покоем.
Это можно сделать, выехав на природу. Но там вы не найдете ответы на сложные вопросы, с которыми каждому из нас приходится сталкиваться. Когда своего разумения явно не хватает, и важно попытаться понять волю Божию. Есть один старинный веками уже проверенный способ получить ответы на важнейшие вопросы – отправиться в православное паломничество. Ответы приходят к вам в деталях самого путешествия, в разговорах с людьми, повстречавшимися вам в дороге, с чудотворными иконами, с молитвами в намоленных старинных монастырях, с раскаянием у святых мощей или в тихой молитве на литургии.
Координатор Кризисного центра +7(962)697-85-12
И как же просто сейчас это сделать. Садишься в машину, автобус или самолет — и через какое-то непродолжительное время ты уже у святынь. И нет долгого, опасного, утомительного пути, где Бог испытывает тебя на прочность. И уже подготовленного допускает до святых источников, святых икон и святых мощей.
Совсем не так приходилось добираться до святых мест в прежние времена.
Вступая на путь паломничества, двигаясь к святой цели, отстоящей от его дома на тысячи километров, человек предшествующих веков обрекал себя на долгие месяцы и годы жизни, полной лишений и опасностей. Духовный путешественник приступал к своему намерению как добровольному несению креста – целиком полагаясь на волю Божью.
Уходя из прежней жизни, от семьи, родного места, страны – духовный странник вступал на путь, ведомый одному Господу. Паломничество в древние времена, без сомнения, было подвигом веры – человек пускался в путь уже уверовавшим, но ему следовало пронести свою веру сквозь странствие и очистить ее страданием и терпением.
Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.
По историческому происхождению слово «паломник» основано на производном от латинского palma «пальма» и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим. В обиходной народной речи «паломничество» часто заменялось другим, более понятным словом – «богомолье».
Первыми православными паломниками были в IV веке равноапостольные Константин и его мать – Елена, которые совершили паломничество к местам, связанным с жизнью, смертью и воскрешением Господа Иисуса Христа.
Результатом этого паломничества стало, как мы знаем, обретение Животворящего Креста Господня.
В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.
Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.
До этого времени существующий как провинциальный римский город, Иерусалим получает совсем новую значимость и облик (и возвращает свое название) через архитектурное и духовное осмысление святых мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Христианское почитание распространяется на всю Палестину, которая отныне именуется не иначе как Святая Земля.
Цель паломника – святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием «святыня» подразумевается все, чему в право-славии принято воздавать честь почитания: святые реликвии – частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью…
Русь вместе с христианством приняла подвиг паломничества.
Первый известный русский паломник, побывавший в Иерусалиме в XI в., был преподобный Антоний Печерский. В XII в. в Иерусалиме побывал новгородский святой – Антоний Дымский. На эти опаснейшие и очень по тем временам далекие путешествия у них уходили годы.
Паломничество развивалось по мере увеличения религиозного значения Руси. Пришло время, когда на Русь стали смотреть как на святую, как на наследницу Византии, и в Россию стали приходить паломники из иных стран, что подталкивало русских паломников к новым подвигам и путешествиям.
По мере возрастания духовности Руси этот подвиг стал более внутренним.
Русские люди стали посещать свои родные святыни, стали стремиться в Киев, в Москву, на Соловки, на Валаам — туда, где подвизались русские святые, где особенно видна благодать Божья.
Почти все русские святые, от древних до подвижников наших дней, были паломниками, почти все они шли на поклонение к святым местам, шли для того, чтобы заимствовать оттуда силу и святость. Так Серафим Саровский, прежде чем встать на монашеский путь, побывал в Киево-Печерской Лавре.
Паломничество или Богомолье различались не только расстоянием, но и причиной или целью. Человеком, пускавшимся в путь, двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здравия и исцеления для себя или своих родных.
Паломничества были однодневные, ближние и дальние.
Дальние богомолья совершаются к святыням или подвижникам, известным по всей России и находящимся за пределами данной епархии. Направляясь в наиболее известные монастыри или за границу, русские паломники заходили попутно в другие обители, а подчас сознательно выбирали не самый близкий маршрут. Сегодня, как и много веков назад, дальние богомолья совершаются в Святую Землю, на Афон, к мощам святителя Николая Угодника в г. Бари, в Троице-Сергиеву лавру, в пещеры Киево-Печерской лавры, в Оптину пустынь, в Саров и многие иные святые места.
На Руси много святых мест. Для каждой души найдется своя святыня, если душа к этому стремиться. «Ищите и обрящете, » — говорится в святом писании.
Мы с вами живем на Северо-Западе России. На этих землях, принадлежавших Господину Великому Новгороду в IX в. происходило становление Руси как государства. Мы живем на земле святых и святынь. Редко какая земля в наше все еще безбожное в целом время может похвастаться таким количеством восстановленных действующих монастырей и храмов. А происходит это благодаря молитвам святых угодников, на этих землях совершавших свои земные подвиги.
Координатор Кризисного центра Наталья Ильина тел.+7(981)799-25-89
Так например, чудесным образом восстановлен монастырь Александра Свирского и мощи преподобного, находившееся все советское время в Военно-медицинской академии были снова обретены в то время, когда начал возрождаться монастырь.
Александр Свирский основал свой монастырь в конце XV в. И сподобился видения Святой Троицы. Святая Троица являлась смертным два раза. Аврааму у Мамврийского дуба и Александру Свирскому на новгородских землях у карельского озера.
На путешествие к мощам Александра Свирского в Карелию раньше только дорога туда из Санкт-Петербурга занимала не менее трех дней. Значит, на все паломничество не могло уйти меньше недели. При условии, что паломник едет на лошадях. А если он идет пешком?
Сейчас мы можем уложиться за один день.
Координатор Кризисного центра Наталья Ильина тел.+7(981)799-25-89
Спасо-Преображенский собор Варлаамо-Хутынского монастыря
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
А.С. Пушкин