«Христианские добродетели»
Каждый человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ – это то, что заложено во всяком человеке с самого рождения, а подобие мы должны достигнуть, то есть прийти к святости. Этому пути должны следовать не только люди, которые на наш взгляд, могут иметь особые дары от Бога, но все христиане без исключения: это наш путь, наша радость, наша обязанность. Святитель Тихон Задонский писал: «Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет 1:16). Должен и ты хранить святость, данную в крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом».
Чтобы встать на путь святости необходимо понять каким качествам необходимо следовать – это и есть христианские добродетели.
Добродетель — это нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться которые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравственному богоуподоблению.
прп. Симеон Новый Богослов
В Священном Писании мы видим несколько основных свидетельств об этих добродетелях: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор 13:13). И более широкое осмысление: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22-23). При том, что эти добродетели пересекаются в отдельных моментах, так, например, когда человек всецело вверяет свое сердце Богу, то «получает от Него новые силы, новую жизнь, новое утешение, мир и радость, душевное упокоение, праведность и святость» (Свт. Тихон Задонский).
Таким образом, Господь показывает нам видимое многообразие различных добродетелей, указывая на разные пути по достижении святости. Этим самым Он проявляет внимание к свободе человека, или, иными словами, Свою любовь к нам.
О страхе Божием
Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом. Если человек старается исполнять волю Божию, которая есть проповедь Благой вести примером своей жизни, и пока слушает повеления Бога в Священном Писании, то творит добродетель.
О смирении
«Всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится» (Лк 18:14). Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Святитель Иоанн Златоуст писал о смирении: «Если хочешь быть смиренным, то не будь кроток с одним, и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будь то друг или враг, великий или малый».
О презрении и отрицании мира
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»– говорит Христос (Мф16:26). Под «миром» в Священном Писании можно понимать и землю нашу, и сообщество людей. Это не значит, что мы должны отрешиться от всех вещей или ненавидеть людей и гнушаться ими. Также не то, чтобы уйти в монастырь или пустыню. Отрешиться от мира означает «не что иное, как отвратить сердце и любовь от всего того, что нас от любви Божией отводит и до вечного неблагополучия доводит» (Свт. Тихон Задонский). То есть, знать во всем меру и согласовывать свои поступки с Евангелием.
О любви к Богу
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», – говорит Христос (Ин 14:15). Истинно любящий Бога старается исполнять Его заповеди не из страха быть наказанным, но из любви к своему Отцу, которые непрестанно имеет попечение о нем, совершенно бескорыстно являя Свои блага каждому человеку независимо от ответа. «Истинно любящий уклоняется от всего того, чем любимый его оскорбляется, ибо оскорбление противно любви. А поскольку Бог всяким грехом оскорбляется, то истинно любящий Бога всякого греха бережется, как пророк увещевает: «любящие Господа, ненавидьте зло»» (Феофан Затворник).
О благодарении Богу
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» – говорит апостол (1Фес 5:18). Благодарение – это самая высокая форма исповедания, то есть свидетельства Бога. Оно является внутренним, сердечным и радостным ощущением Его благости и милости ко всем людям и, конечно же, к нам самим. Псалмопевец Давид сочинял целые хвалительные псалмы: «Возвеличьте Господа со мною, и вместе превознесем имя Его». И еще: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс 33:4, 9). А также призывал людей радоваться вместе с ним.
О надежде
Ап. Павел говорит о надежде, что она «…не постыждает…» (Рим 5:5). Причина появления надежды в сердце человека, как и веры – есть Сам Бог и поэтому, имея причиной Бога, надежда не может быть посрамлена, ведь основанием она имеет твердое основание. Также о незыблемости христианской надежды нам напоминает сам царь Давид: «надеющийся на Господа, как гора Сион не подвигнется…» (Пс 124:1).
Для того, чтобы у человека появилось та самая надежда ему обязательно необходимо получить обетования, а именно, предмет стремления. Простые миряне видят этим предметом спасение или помощь Божию. Библия дает нам такое обетование: «А за тем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу… тогда истребится последний враг – смерть… да будет Бог все во всем» (1Кор 15:22-28).
О молитве
«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим 2:1–2). Истинная молитва происходит именно от христианской надежды. «Молитва есть прошение добра, которое приносят благочестивые люди к Богу» (Свт. Василий Великий).
О любви к ближнему
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). Каждый человек друг для друга является ближним. Не родство, а нужда и бедность, не близость «крови и плоти», а союз любви и милосердия делает нас ближними. Человек, который любит ближнего не мстит за нанесенную ему обиду, но великодушно переносит ее. Приписывая всю вину дьяволу, который подстрекает всех людей.
Послушание
Во имя Отца и сына и Святаго Духа. Послушание – особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду [...]
Правда
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду. [...]
Рассуждение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Рассуждение- благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. […]
Ревность
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Ревность по Богу- сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха [...]
Святость (обожение)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святость (обожение)- высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу. […]
Скромность
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Скромность — добродетель, проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги. […]
Смирение и смиренно-мудрие
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Смиренномудрие – одна из граней [...]
Страх Божий
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Страх Божий- благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия. […]
Терпение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Терпение — стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу. […]
Трезвение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, [...]