В современно секулярном обществе слово жертва, к великому сожалению, приобрело каинскую смысловую нагрузку. На основе толкования Библии на книгу Бытия, профессором Александром Павловичем Лопухиным, мы попытаемся разобраться, в чем же тут дело, попытаемся ответить на вопрос, что есть жертва? И чем заключается понятие жертва.

«Каин принес от плодов земли дар Господу,
и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
(Быт.4:3–4.)

Это одно из первых упоминаний о жертвоприношении человека Богу.

Значение этих жертв определялось, по толкованию Апостола Павла, не достоинством приносимого, а внутренним расположением приносившего (Евр. 11:4), однако, поскольку все внутреннее находит соответственное выражение и вовне, не без значения, разумеется, оставались и самые дары. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: «Более проницательные умы уже из самого чтения понимают сказанное… Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принес не просто от овец, но от «первородных», т. е. дорогих, отборных: далее – что от этих отборных самое драгоценнейшее: и «от туков» сказано, т. е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора» .
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.
Различные по своему достоинству, характеру и особенно по внутреннему расположению (настроению) приносившего, жертвы двух братьев сопровождались совершенно различным успехом: Господь «призрел» на жертву Авеля, т. е., как толкует это Иоанн Златоуст, «принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено…»
И в другом месте тот же знаменитый толкователь говорит: «так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призрел», сказано, Бог, т. е. принял, одобрил, похвалил… Безрассудство же Каина отвергнул» (Иоанн Златоуст).
«Такое же освещение этого факта дается и Апостолом Павлом (Евр. 11:4), которой говорит, что жертва Авеля была полнее (πλέιονα), совершеннее жертвы Каина, т. е. больше отвечала основной идее жертвы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противоположность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия ее успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выражено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходивший от нее к самым небесам». (Лев.9:24; Суд. 6:21; 1Пар. 21:26; 3Цар. 18:38 и др.).

Жертва в Ветхозаветной Церкви.

Жертва за грех и жертва повинности .
Жертва за грех и жертва повинности в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хлебная имели целью выражать полнейшую преданность приносящего Богу и угодное Ему самопожертвование – почему они также названы жертвами благоухания, приятные Богу, – жертва за грех и жертва повинности являлись настоящими жертвами примирения, имевшими целью дать грешнику возможность предстать пред Святым Богом для прощения грехов. Несмотря на существенную разницу между жертвой за грех и жертвой повинности, между ними все же было значительное сходство в упомянутом отношении, почему также и сказано в одном случае, что закон об этих жертвах один и тот же (Лев.7.7). Прежде всего, надо заметить, что не всякий грех или провинность могли быть очищены посредством этих жертв, но только грехи совершенные: по упущению, нерадению или немощи (Лев.4.2, Лев.5.15,18, Чис 15.22,29), в противоположность этому человек, совершивший преступление по надменности своего сердца, «дерзкою рукою» должен был быть истребленным из народа, ибо для него не существовало примерения (Чис 15.30). Однако что не значит, что каждый вольный и преднамеренный грех исключал возможность очищения, потому что в относящихся сюда местах закона перечисляются некоторые грехи, на которые нельзя смотреть иначе как на обдуманные, например в Лев.6.2. См ниже «жертва повинности 3.

Жертвы за грех (евр. «шаттат», грех жертва за грех) были двух родов: общественные и специальные. А) общественные жертвы за грех были следующие:

1. за весь народ: в праздники новомесячия (Чис 28.11), Пасхи (Чис 28.16) Пятидесятницы (Чис 28.30), Труб (Чис 29.2) Кушей (Чис 29.13), в великий день очищений (Лев.16.5,9,15 и дал., Чис 29.11) и при освящении нового святилища (1Езд 6.17, Езд 8.35).
2. За священников и левитов при их посвящении (Исх 29.14,36, Чис 8.3) за первосвященника в великий день очищения (Лев.16.3,6,11).
3. Специальные жертвы за грех, предписанные на разные случаи, были такого рода:

4. за родившую женщину, по окончании времени ее очищения (Лев.12.6 и дал., Лк 2.24).
5. при очищении прокаженного (Лев.14.10,19,22); Срав. установление об очищении дома прокаженного (Лев.14.49)
6. при очищении болевшего истечением из тела (Лев.15.14 и дал.).
7. за женщину после тяжелого кровотечения (Лев.15.29 и дал.).
8. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.9) и по окончании времени его назореиства (Чис 6.14).
9. если общество, князь, или отдельный израильтянин по ошибке согрешили против какой-либо заповеди Господней и позднее осознали это (Лев.4–13,22,27 и дал.). 10) если помазанный священник (первосвященник) согрешил и навлек вину на народ (Лев.4.3 и дал.). 11)

Жертвою за грех называется также рыжая телица (Чис 19.9,17).
Животные для различных жертв за грех были разных родов, смотря по значению жертв: тельцы, овны, овцы, козы голуби или горлицы и в одном случае вообще птицы. Тельцы приносились в жертвы по пунктам 2, 3 и 9, если согрешили общество и священник; козлы по 1 и 9, если согрешивший был князем; коза по 9, за отдельную личность; однолетняя овца по 5 при очищении прокаженного и по 8 по окончании времени назореиства; голубя и горлицу всегда по пунктам 4, 6 и 7 по 8 за осквернившегося назорея и по 5, если приносящий был беден; две птицы по 5 за прокаженный дом.

Церемониал жертвоприношения вообще предписывал (Лев.4.1), чтобы жертвенное животное было приведено приносящим перед скинию собрания, где оно, посредством возложения рук, обрекалось на смерть и закалывалось. От четвероногих жертвенных животных сожигались на жертвеннике только сальники (тук), остальное же сжигалось вне стана, – это было правилом для жертв за грех по 1 (Исх 29.14, Лев.4.11,20, Лев.8.17, Лев.16.27), тогда как при жертве по 2 мясо отдавалось священникам в пищу во святилище, после чего сосуды, в которых оно варилось, глиняные – разбивались, а медные – тщатильно чистились (Лев.6.25 и дал.).
Особенное значение придавалось тому как поступать с кровью, при принесении жертвы за грех. В день Очищения первосвященник вносил кровь в Святое Святых и кропил ковчег завета, после чего ею мазались роги жертвенника для курений (Лев.16.14,18 и дал.). При других жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога и мазали рога жертвенника для курений, а остальное выливали к подножию жертвенника всесожжения (Лев.4.5,16 и дал.). При жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога жертвенника всесожжения, а остаток выливался к его подножию (Лев.4.25,30,34, Срав. 2Пар 29.22 и дал.).

Жертвы повинности (евр. «ашем» проступок, жертва за проступок) были все предписаны в особых случаях:

1. если кто-нибудь по ошибке совершил преступление против посвященного Господу (Лев.5.15 и дал.).
2. если кто-нибудь по неведению преступил заповедь Божию (Лев.5.17 и дал.).
3. если кто-нибудь не отдал ближнему своему порученного, или находку, или оставленного ему на хранение, или отрицает причиненную им несправедливость, или же ложно поклялся (Лев.6.2 и дал).
4. если кто-нибудь обесчестил несвободную женщину, которую другой человек взял себе в наложницы (Лев.19.20),
5. за прокаженного после выздоровления (Лев.14.12),
6. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.12).

В четырех первых случаях животным для жертвы повинности был овен, в обоих последних агнец. Кроме того виновник должен был в 1 и 3 случаях принести возмещение соответствующее причиненному вреду, прибавив пятую часть стоимости; это возмещение по 1 пункту поступало священнику и по 3 потерпевшему владельцу. В случаях когда последнего не было в живых, а родственников не было, возмещение отдавалось священнику (Чис 5.5 и дал.). Животное для жертвы повинности закалывалось на жертвеннике всесожжения, его кровью кропили на все стороны, сальник сжигался на жертвеннике, а мясо съедали священники на святом месте (Лев.7.1 и дал.). При приношении жертвы повинности за прокаженного были особенные обряды с кровью (Лев.14.14,25).

Наконец, в Лев.5.1 и дал. упоминаются некоторые жертвы, носившие одновременно характер жертв за грех и повинности; они были трех родов:

1. если кто-нибудь, несмотря на клятву, скрыл на суде то, что он видел и слышал (Лев.5.1),
2. если кто-нибудь по неведению осквернился прикосновением к чему-нибудь нечистому (Лев.5.2,3).
3. если кто легкомысленно поклялся (Лев.5.4).

В этих случаях, если согрешивший сознал и признал свое преступление, предписана была в жертву овца или коза (или, в случае бедности, два голубя или мелкая мука; Лев.5.7,11), каковая жертва ясно называется жертвою за грех в Лев.5.1,11, но в Лев.5.6,7, называется также жертвою повинности.
Однако, несмотря на указанную и здесь, и в Лев.7.7 родственность обоих этих родов жертв, из специальных установлений для каждой из них достаточно ясно видно, что в основном они различались. Бывали даже случаи, когда предписывались и те, и другие жертвы, напр., Лев.14.12, Лев.19.22,24 и дал., Чис 6.11 и дал. Обряды, отличающие жертвы за грех не сопровождали жертвы повинности; возмещения, которые добавлялись к жертвам повинности, отсутствовали у жертв за грех; роды жертвенных животных при жертвах за грех были более разнообразны; и, наконец, жертвы повинности были всегда для специальных случаев, в противоположность многим жертвам за грех. Главное различие между обоими родами жертв определяют так: жертва за грех более имела в виду греховное свойство поступка или вины, являющуюся преградой между человеком и Богом, для разрушения которой нужно было примирение; жертва же повинности рассматривала грех, как проступок, как нарушение прав Бога и ближнего, которое требовало возмещения. Эти жертвы показывают, как, соответственно в Новом Завете, за нас Христос сделался грехом (жертвою за грех, 2Кор 5.21); как Он сделался для нас клятвою (Гал 3.13) и навсегда действенной жертвою за грех (Евр 10.12), Агнцем Божиим, Который берет на Себе грех мира (Ин 1.29) и Сам, как жертва повинности, возвращает Богу и человеку все то, что было утеряно вследствие грехопадения, с избытком – «отдал сполна и приложил пятую долю».

«Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5.20).

Новозаветная жертва наполняется более возвышенным мотивом, духом. Мы можем видеть, что морально нравственная сторона пожертвования Богу выходит на первый план в отличие В.З. где важно было точно соблюдать обряд.
Господь, изъясняясь притчами, учит нас так рассуждать о жертве;

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Мк.12:42. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Мк.12:43. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
Мк.12:44. ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».
Христос сидел «против сокровищницы», т.е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον, еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты», т.е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния. Другими словами можно сказать так, жертва Богу определяется количеством оставшегося имущества у жертвователя.

Понимая это и видя немощь современных христиан, сотканных из ткани потребления, и не способных добровольно обнищать — пожертвовать Богу, современная церковь с позиции икономии регулирует величину пожертвования. Делает ее социально обоснованной. Поэтому мы видим как бы обозначенные цены на церковную утварь, свечи, записки, требы и т.п. В современном секулярном мире соборный разум церкви за христианина определяет величину пожертвования, в то же время оставляет человеку свободный выбор приносить жертву или нет.

«Был такой случай. Как-то после службы к священнику подошел молодой человек и попросил разрешить ему сделать объявление в храме. Батюшка позволил. Тогда молодой человек, волнуясь, произнес: «Братья и сестры, я математик по образованию, но работаю в одной компьютерной фирме, это мой хлеб. В принципе все, что я знаю в жизни, — это математика. Я хочу сделать что-то для Бога, для людей, но не могу ничего придумать, только вот в церковь хожу по воскресеньям. В общем, если у кого-то из вас дети имеют проблемы с математикой, я буду приходить к вам раз или два в неделю. Просто так, во славу Божию. И буду подтягивать по математике ваших детей. Это все, что я умею».
Сразу же отозвались какие-то папы и мамы, потому что у всех есть дети, и половина этих детей ни бум-бум в математике. Как в песне: «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год… »
На следующей неделе подошли несколько женщин с предложениями позаниматься иностранными языками, сказали, что тоже хотят ради Бога что-то делать. «Мне понравилась идея», — говорит одна. «Я тоже хочу для Бога уроки давать, — говорит другая. — Буду приходить к вашим детям, особенно если они живут в одном районе. Смогу подтянуть ваших детей по немецкому языку».
Потом владельцы автотранспорта стали предлагать свои услуги по подвозу людей до церкви: «Если кто-нибудь из старичков ходит к нам в церковь, то имейте в виду, что каждое воскресенье в такое-то время я буду стоять со своим микроавтобусом на углу такого-то дома. Буду вас отвозить и привозить. Я буду делать это для Бога. Математику я не знаю, английского тоже, но у меня есть машина».
Затем возникла идея составить тетрадку, в которой написано с одной стороны: «Нуждаюсь в помощи», а с другой: «Могу помочь». И в графе «Могу помочь», например, какая-нибудь пенсионерка пишет: «Могу взять к себе одну-двух студенток бесплатно или за квартплату, есть свободная комната, живу одна».
Люди ХОТЯТ делать что-то хорошее. Только сатана ненавидит всякое добро. Это ненависть, ужасная, упертая злоба ко всякого рода добру и желание погасить всякий разгорающийся добрый огонек. Люди гораздо лучше, чем они есть по факту!»

Протоиерей Андрей Ткачев