Почему один человек может с легкостью спеть в незнакомом ему коллективе, а у другого возникает ступор? Что это? Гордость? Тщеславие? Не свобода, не хотение? Попробуем в этом разобраться.
Человек, который зажат, стремится к классическому единению с собой. Скорее всего, это форма проявления одной из страшных духовных болезней – тщеславие. Легко ли ему, например, спеть в незнакомом коллективе? Чего он боится и что провоцирует этот страх? Страх увидеть себя со стороны? Или это страх потерять роль, которую он играет в этот момент? Свободен ли такой человек?
Вначале нашего общения, необходимо понять, что человек сотворенный Богом внешне, внутренне так же сотворён Богом, является образом и подобием своего Творца – Бога. А стало быть, состоит из двух неразрывно, слитно между собою связанных, нераздельных материй – души и тела. Но, если тело мы начинаем изучать с момента осознания своего присутствия в мире, то душа остается нами неосязаемой не ощутимой невидимой на протяжении всей нашей жизни. Однако это не означает что души нет иначе, что может болеть, когда все тело здорово? Может быть душа второстепенная по отношению к телу? Совершенно наоборот. По слову св. Феофана Затворника, душа человека самостоятельна, «поскольку, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих». Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное.
Для понимания феномена свобода присущей человеческой личности, предлагаю ознакомиться с таблицей, где отображено основное над чем нам придется размышлять.
Основные силы души до и после грехопадения.
До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом. До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати. Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру. До грехопадения гармония познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов. Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Это состояние принято называть Формальная свобода, она присуща прародителем в раю и обуславливает свободу младенцев.
После грехопадения, современное состояние человека. Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. Чувства стали управлять волей, ум подвластен чувствам. Это состояние названо реальной свободой.
А вот как описывает состояние реальной свободы профессор Георгий Петрович Федотов, в своей работе «О свободе формальной и реальной»
«… Грех и подчиненность законам природы составляют самое реальное и неизбывное рабство человека. Но и спускаясь в низшие сферы, понимая под свободой большую, относительно, возможность проявления возможностей, способностей и сил человека, мы приходим всегда к противоречивым оценкам».
Так что же такое свобода, в чем она выражается? Как ей пользоваться и управлять? Как быть вне греха? Как стать свободным?
На эти и многие другие вопросы мы ответим на наших еженедельных беседах общества «Парусия».