Доброе утро, братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.


СУББОТА
Новый стиль  17 февраля

Поста нет. Глас 3-й

Попразднство Сретения Господня Прп. Иси́дора Пелусиотского (ок. 436–440) благоверного князя Гео́ргия (Ю́рия) Всеволодовича Владимирского (1238) преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532).

Прпп. Авраа́мия и Ко́прия Печенгских, Вологодских (XV)мч. Иадо́ра (III)сщмч. Авраа́мия, епископа Арвильского (ок. 344–347)исп. Николая, игумена Студийского (868).

Сщмч. Мефо́дия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921); сщмчч. Евста́фия СокольскогоИоа́нна АртоболевскогоАлекса́ндра МинервинаСе́ргия СоловьеваИоа́нна АлешковскогоАлекса́ндра СоколоваНиколая КандауроваАлекси́я КняжескогоНиколая ГолышеваАлекси́я ШароваАлекса́ндра ПокровскогоАрка́дия ЛобцоваБори́са НазароваМихаила РыбинаНиколая ПоспеловаАлекси́я ЛебедеваАндре́я БедноваДими́трия КедроливанскогоИоа́нна ТихомироваПетра Соколова, пресвитеров, прмчч. Серафи́ма (Вавилова), архидиакона Феодо́сия (Бобкова), иеромонаха, прмцц. Рафаи́лы (Вишняковой), схимонахиниАнны ЕфремовойМарии ВиноградовойЕкатерины Декалиной послушниц и мчч. Иоа́нна ШуваловаВаси́лия ИвановаДими́трия ИльинскогоФео́дора Пальшкова и Дими́трия Казамацкого (1938).


Евангелие от Луки
Лк.17:3–10

Далее следует наставление Господа, как должно исправлять ближнего, имеющее тесную связь с запрещением соблазнять его. Если противно любви соблазнять ближнего, вовлекая его в грех, то не менее противно любви оставлять его во грехе, не заботиться об его исправлении, когда он грешит. Но это надо делать осторожно, с братской любовью: сначала надо обличить его и наедине, и если он сознается в своем грехе и осудит себя, то «приобрел еси брата твоего», приобрел вновь того, кто отпал было через грех, перестав быть членом Царствия Христова. См. у Мф. 18:15-20
Параллельное место у Матфея:  Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая превзойти ветхозаветную праведность и думая показаться великодушным, Петр спрашивает, достаточно ли будет прощать до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до седмижды семидесяти раз, т.е. прощать нужно всегда, неограниченное число раз.
Апостолы приступили к Господу с просьбой о том, чтобы Он умножил их веру, ибо чувствовали, что вера их недостаточна для тех дел, к совершению которых они призываются (сравнить с Мф. 17:19—20). Апостолы несомненно веровали в Господа Иисуса Христа, но, так как они не отрешились еще вполне от ложных фарисейских понятий о Мессии и Его Царстве, вера их иногда колебалась, и это мучило их.
На эту просьбу их Господь повторил свои прежние слова о силе и могуществе истинной веры, хотя бы она была совсем мала, как «горчичное зерно». Из малого семени горчичного вырастает большое дерево – такая большая сила заключается в этом ничтожном по виду зерне; точно так и самая слабая, но искренняя вера, если она только будет в Апостолах, возрастет и усилится в них так, что будет в состоянии производить необычайные чудесные дела. Это место не имеет того неблагоприятного для Апостолов оттенка, как в Мф. 17:20, где слова Господа звучат укором. Тут они звучат обнадеживающе для Апостолов, являются как бы увещанием и вместе с тем пробуждают в них надежду.
Дальнейшие слова: «Кто из вас, имея раба пашущаго…» – имеют такой смысл: когда вера ваша настолько возрастет, что будет творить великие чудеса, берегитесь гордыни и самомнения, чтобы не утратить вам плодов такой веры. Это – дар Божий, которым надо пользоваться с великим смирением, каковым смирением этот дар еще более возгревается. Таким образом, не отвечая прямо на просьбу учеников умножить их веру, Господь приточно указывает им способ усиления ее смирением и предостерегает от опасности. Это предостережение было тогда особенно нужно Апостолам еще потому, что они водились некоторыми несовершенными воззрениями: спорили о первенстве в Царстве Мессии, ожидали себе наград внешних и т. п. Господь приводит в пример то, что бывает между господином и слугой: если раб пашет землю и пасет скот, то господин считает ли это заслугой? Когда раб приходит с поля усталый, показывает ли внимание к его усталости, приглашает ли скорее садиться за стол? Нет. Господин велит послужить сначала ему. Станет ли он потом благодарить раба, когда тот исполнит все его приказания? «Не думаю», – отвечает Господь и затем заключает свою речь словами:
Смысл этого не тот, что Господь не похвалит Своих рабов и не даст им отдыха, а тот, что мы сами на добрые дела свои должны смотреть, как на долг, а на себя, как на непотребных рабов, которые ничего сверх уплаты долга не можем принести Владыке. Иными словами: у человека заслуги перед Богом быть не может.

Апостол
1Сол.5:14–23

Аверкий (Таушев) архиепископ

2) указывает характеристические черты истинно-христианской жизни: христианин должен вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливым, не воздавать злом за зло, но всегда желать всем добра, должен всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить, духа не угашать, пророчества не уничижать, все испытывать и доброго держаться, удерживаясь от всякого рода зла.
15Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16Всегда радуйтесь.
17Непрестанно молитесь.
18За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19Духа не угашайте.
20Пророчества не уничижайте.
21Все испытывайте, хорошего держитесь.
22Удерживайтесь от всякого рода зла.
В 23–24 ст. указана последняя цель, к которой должен стремиться истинный христианин: сохранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа. Здесь – богооткровенное указание на трехчастность или трехсоставность человеческого существа. Дух это высшая сторона души, душа это жизненное начало в человеке.

Аминь.