Доброе утро, братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.


Старый стиль
5 сентября
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Новый стиль

18 сентября

Поста нет. Глас 5-й

Прор. Заха́рии и прав. Елисаве́ты, родителей Иоанна Предтечи (I)прмч. Афана́сия Брестского, игумена (1648); Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра́ (в иночестве Дави́да) и Февро́нии (в иночестве Евфроси́нии), Муромских чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября).

Мч. Фифаи́ла, и сестры его мц. Фиве́и (Виве́и) (98–138)Убиение блгв. кн. Гле́ба, во Святом Крещении Дави́да (1015); мч. Сарви́ла; мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308); мчч. Евве́нтия (Иувенти́на) и Максима воинов (361–363)мчч. Урва́на, Фео́дора и Меди́мна и с ними 77 мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370)мч. А́вдия (Ави́да) в Персии (V); Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 16 сентября).

Мч. Евфи́мия Кочева (1937); Обре́тение мощей исп. Алекса́ндра (Уродова), архимандрита (2001).

Икона Божией Матери: Оршанская (1631).


Евангелие по Матфею
Мф. 22:1-14

Мф.22:1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Мф.22:2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
Мф.22:3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Мф.22:4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Мф.22:5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Мф.22:6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
Мф.22:7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Мф.22:8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
Мф.22:9 итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
Мф.22:10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Мф.22:11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
Мф.22:12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Мф.22:13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
Мф.22:14 ибо много званых, а мало избранных.


святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Мф.22:1  Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Мф.22:2  подобно Царство Небесное человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

Мф.22:3  и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Мф.22:4  Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

Мф.22:5  Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

Мф.22:6  прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.

Мф.22:7  Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта – о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир. Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених – Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, – это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности. Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей. Оно – вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто. «Тельцы и откормленное» обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета. Когда же ты видишь, что кто-либо ясно истолковывает своим слушателям слово Божие, знай, что он подает хлеб духовный и им питает души простецов. Здесь ты спросишь: как это дается повеление «зовите званных», – если они званы, то зачем еще звать их? Но знай, что каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником. Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.

Мф.22:8  Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

Мф.22:9  итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

Мф.22:10  И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это – ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие – другое. Еще лучше так понимать: путь – это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути – это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.

Мф.22:11  Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

Мф.22:12  и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Мф.22:13  Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

Мф.22:14  ибо много званых, а мало избранных.

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что Он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» – это бесплодное раскаяние. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит призывание, но стать избранными или нет – это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Аминь.