Доброе утро, братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.



Евангелие по Луке
Утр. — Лк. 1:24-25, 57-68, 76, 80

Лк.1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
Лк.1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Лк.1:57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
Лк.1:58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
Лк.1:59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
Лк.1:60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
Лк.1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
Лк.1:62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
Лк.1:63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
Лк.1:64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
Лк.1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
Лк.1:66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
Лк.1:67 И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
Лк.1:68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
Лк.1:76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,
Лк.1:80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.


святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Лк.1:24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

Лк.1:25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости, «таилась пять месяцев», пока зачала и Мария. Когда же и сия (Мария) зачала, и младенец «взыграл… во чреве ее» (Елисаветы), она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка.

Лк.1:57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

Нужно заметить, что о грешниках не говорится – «исполнилось время родить», но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались.

Лк.1:58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

Лк.1:59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства.

Лк.1:60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар.

Лк.1:61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

Лк.1:62. И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.

Лк.1:63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

Лк.1:64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, «все удивились», ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн – значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.

Лк.1:65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

Лк.1:66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

Лк.1:67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

Лк.1:68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали.

Лк.1:76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

Кажется странным, что Захария говорит такие слова дитяти, ибо с младенцем, ничего еще не понимающим, не свойственно беседовать. Можно на это сказать, что дитя сие как рождение имело необычайное, – ибо в пришествие Марии оно играло и пророчествовало в утробе, – так ничего нет невероятного, если оно и после рождения понимало слова отца. «Предыдешь, – говорит, – пред лицем Господа», оставив меня вскоре. Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей имеет удалиться в пустыню. Зачем же «предыдеть»? Затем, чтобы «приготовить пути Ему». А пути суть души, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча приготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Чрез сообщение людям познания о спасении.

Лк.1:80. Младенец же возрастал и укреплялся духом,

Отроча «возрастало» телом и «укреплялось духом», ибо с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их.

и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Для чего Иоанн был в пустынях? Для того чтобы ему жить вне злобы многих и, не стыдясь (ложно) никого, обличать с дерзновением, – ибо если б он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; – а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием, как пустыннику и превосходящему других жизнью. В пустынях скрывался он дотоле, когда Бог благоволил явить его народу израильскому.

Аминь.