Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Пятница.
Постный календарь. Глас 5-й
Сщмч. Симео́на Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним мчч. Авдела́я и Ана́нии, пресвитеров, Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха, Фу́сика, Аза́та, мц. Аскитре́и и иных многих (344); прп. Ака́кия, епископа Мелитинского (ок. 435); прп. Зоси́мы, игумена Соловецкого (1478).
Обре́тение мощей прп. Алекса́ндра Свирского, игумена (1641); прп. Паи́сия Киевского, Христа ради юродивого (1893); мч. Адриа́на Коринфского (251); свт. Агапи́та I, папы Римского (536).
Исп. Михаи́ла Новицкого, пресвитера (1935); сщмч. Фео́дора Недосекина, пресвитера (1942).
Евангелие составное
Мф. 27:1–44. Лк. 23:39–43. Мф. 27:45–54. Ин. 19:31–37. Мф. 27:55–61.
- [Зач. 110.] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
- и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
- [Зач. 111.] Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
- говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.
- И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
- Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
- Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
- посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
- Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
- и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
- Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
- И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
- Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
- И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
- На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
- Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
- итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
- ибо знал, что предали Его из зависти.
- Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
- Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
- Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
- Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
- Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
- Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
- И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
- Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
- [Зач. 112.] Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.
- и, раздев Его, надели на Него багряницу;
- и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
- и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
- И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
- Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
- [Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
- дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
- Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
- и, сидя, стерегли Его там;
- и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
- Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
- Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
- и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
- Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
- других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
- уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
- Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
-
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
-
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
-
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
-
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
-
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
- От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
- а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
- Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
- И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
- а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
- Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
- И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
- и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
- и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
- Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
- Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
- Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
- Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
- но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
- И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
- Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
- Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
- Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
- между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
- Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
- он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
- и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею* //*Полотном.
- и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
- Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
Мысли Феофана Затворника
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В пятницу, св. Кресту
ТРОПАРЬ В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
КОНДАК В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
На Великую Пятницу
Тропарь на Великую Пятницу, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Кондак на Великую Пятницу, глас 8
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Преподобному Зосиме Соловецкому
Тропарь преподобному Зосиме Соловецкому, глас 4
Изволе́нием Боже́ственнаго ра́зума/ всели́лся еси́ в пусты́ню,/ и та́мо, впери́в ум твой в Небе́сныя оби́тели,/ ра́вно А́нгелом житие́ на земли́ пожи́в,/ в моли́твах, и труде́х, и поще́ниих/ о́браз был еси́ твои́м ученико́м./ Отону́дуже Бог, ви́дя твое́ благо́е изволе́ние,/ умно́жи тебе́ ча́да в пусты́ни, слез твои́х тече́ньми напая́емей./ Но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Зоси́мо преподо́бне, о́тче наш.
Кондак преподобному Зосиме Соловецкому, глас 8
Христо́вою любо́вию уязви́ся, преподо́бне,/ и Того́ Крест сла́вный, на ра́мо взе́м,/ поне́сл еси́, боже́ственне вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в руце́, имы́й,/ кре́пко ссе́кл еси́ бесо́вская ополче́ния./ Тем зове́м ти́:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Зоси́мо, мона́хов удобре́ние.
Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́чества на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О, преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 4
По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
Кондак преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 2
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.
Ин тропарь преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, на перенесение мощей, глас 8
Я́ко свети́льницы яви́стеся всесве́тлии/ во ото́це окиа́на мо́ря,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие/ вы бо крест Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно Тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́ду си́лами чуде́с обогати́стеся./ Те́мже и мы любе́зно притека́ем к ра́кам честны́х моще́й ва́ших/ и уми́льно глаго́лем:// о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.