Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.

Вторник.

Ис.5:7–16

  • Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.
  • Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
  • В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;
  • десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
  • Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
  • и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
  • За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
  • За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
  • И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
  • а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Толкование Александра Павловича Лопухина

Ис.5:7 Виноградникк Го­с­по­да Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насажде­ние Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.

Притча, с какой Господь обращался в 3–6 ст. к Израилю, здесь разъясняется.

«Вопль», т. е. слышны в народе вопли людей, обиженных людьми сильными.

Ис.5:8–23. За свои грехи и преступления иудеи будут строго наказаны. Пострадают те, кто посягает на чужие владения: их собственные земли будут опустошены и доход с них умалится. Люди, проводящие все свое время в наслаждениях, будут терпеть голод и жажду и в конце концов будут поглощены зияющей пастью преисподней. Рабы греха, нагло отрицающие бытие Промысла и неизбежность суда Божия над людьми, скоро на себе попытают тяжесть этого суда. Поплатятся за свои грехи и другие грешники.

Ис.5:9. В уши мои сказал Го­с­по­дь Саваоф: многочислен­ные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;

Закон Моисеев требовал, чтобы каждая семья израильская владела только своим, ей, с начала взятия земли обетованной, назначенным участком земли (Лев.25:23). Но евреи неоднократно нарушали этот закон разными способами (см. 3Цар.21). Главным образом, люди богатые старались завладеть большими участками земли потому, что возделывавшаяся на этих участках пшеница составляла в древнее время самый выгодный предмет торговли и земля, можно сказать, была в Палестине золотым дном. Исаия, как и другие пророки, обращает особенное внимание на эту ненормальность, в силу которой немногие богачи становились владетелями огромных пространств земли и массы домов, а прочее население должно было на них работать из-за куска хлеба, постепенно превращаясь в настоящий пролетариат. Да притом, так как пшеница возделывалась для экспорта за границу, простым еврейским поселянам положительно не хватало хлеба для себя и своих семей. Кроме того, этим вырывалась пропасть между отдельными классами народа, тогда как закон не устанавливал никакой дистанции, никакой разницы в социальном положении израильтян, и затем подвергалась опасности целость государства, защищать которое могли только люди, которые чувствовали себя в нем не наемниками, а хозяевами, которым земля была своей.

Заметить нужно, что пророк, однако, возвещая горе таким стремившимся к расширению своих владений евреям, не возбуждает народ к насильственному восстановлению первоначальных границ владений каждой еврейской семьи, а только хочет подействовать на этих нарушителей закона Моисеева угрозой гнева Божия (ст. 10). Пророки вообще были против всякого насилия…

Ис.5:10. десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер по­сеян­ного зерна едва при­несет ефу.

«Бат» – мера жидкостей около одной эпической меры или 34, 44 французских литра.

«Хомер» был равен десяти ефам или батам. Богатые евреи будут получать в десять раз меньше того, что посеяли.

Ис.5:11. Горе тем, которые с ран­него утра ищут сикеры и до по­зднего вечера раз­горячают себя вином;

«Сикер» – хмельный напиток из яблок или других плодов, даже из хлеба, но пшеничного (вроде нашего пива);7

«Вино» – приготовлялось из винограда, который в то время славился своим вкусом.

Пророк Исаия здесь вооружается против пьянства – порока, который распространяться стал среди евреев со времен Соломона, которого пример, несомненно, действовал на людей, близко стоявших ко дворцу. (3Цар.4:20). Избыток же в вине делал напиток самым распространенным и пьянство таким образом имело для себя богатую почву. Пророки, видя весь вред от этого увлечения, всячески старались образумить своих слушателей, которые даже гордились своею способностью выпить как можно больше вина (ср. ст. 22).

Ис.5:12. и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Го­с­по­да они не взирают и о деяниях рук Его не по­мышляют.

«Цитра» – пустой деревянный ящик, по верху которого натягивались струны (по евр. kinnor).

«Гусли» – арфа (по евр. пеbel).

«Тимпан» – ручной бубен или тамбурин (по евр. toph).

«Свирель» – флейта (по евр. cholil).

Ис.5:13. За то народ мой пойдет в плен непредвиден­но, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

«Непредвиденно». – Народ, не имея за собой никакой вины, должен будет страдать из-за излишества, какие дозволяли себе богачи.

Ис.5:14. За то пре­исподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богат­с­т­во их, и шум их и всё, что веселит их.

Ис.5:15. И пре­кло­нит­ся человек, и смирит­ся муж, и глаза гордых по­никнут;

«Преклонится» – т. е. раскается.

Ис.5:16. а Го­с­по­дь Саваоф пре­воз­несет­ся в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Ис.5:17. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставлен­ными жирными пажитями богатых.

Под «овцами» можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.