Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Среда.
Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Постный календарь. Глас 5-й
На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иаки́нфа и мц. Кла́вдии (ок. 262).
Прп. Николая Славянина, схимонаха (IX).
Прмч. Инноке́нтия (Беды), архимандрита (1928); сщмч. Се́ргия Мечёва, пресвитера (1942).
Евангелие по Луке
Лк.2:1–20(зач. 5).
-
[Зач. 5.] В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
-
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
-
И пошли все записываться, каждый в свой город.
-
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
-
записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
-
Когда же они были там, наступило время родить Ей;
-
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
-
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
-
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
-
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
-
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
-
и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
-
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
-
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
-
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
-
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
-
Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
-
И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
-
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
-
[Зач. 6.] И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
Толкование Феофилакта Болгарского
Лк.2:1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Лк.2:2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
Лк.2:3. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Лк.2:4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
Лк.2:5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю – кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: «не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7, 23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ.
Лк.2:6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
Лк.2:7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его,
Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой.
и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс.48, 13, 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.
Лк.2:8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Лк.2:9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.
Лк.2:10. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:…
Лк.2:11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
Лк.2:12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
Ангел благовестил «великую радость», которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого.
Лк.2:13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Лк.2:14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: «слава… Богу,… на земле теперь настал мир». Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о Себе (Ин. 14:27, 16:33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.
Лк.2:15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
Лк.2:16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Лк.2:17. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
Лк.2:18. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
Пастыри сии суть образ духовных пастырей – архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем – значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.
Лк.2:19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Какие слова «сохраняла» Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и «слагала в сердце Своем», то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события; говорится как бы так: Мария «сохраняла все слова», то есть те события, о которых я теперь говорю, и чрез то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем скажут, становится словом.
Лк.2:20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы как иудеи.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
ПРЕДПРАЗДНСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4
Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.
Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3
Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.
В СРЕДУ, СВ. КРЕСТУ
ТРОПАРЬ В СРЕДУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
КОНДАК В СРЕДУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ЕВГЕНИИ РИМСКОЙ
Тропарь преподобномученице Евгении Римской, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Евге́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак преподобномученице Евгении Римской, глас 2
Благоро́дия нра́вом тя честноподо́бне украси́в обожи́вый Госпо́дь,/ в ра́бии о́бразе от Де́вы нам соедини́ся,/ И́же тя в лик дев свещено́сиц вчини́/ и с му́ченики сочета́, Евге́ние,// я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.
Молитва святой преподобномученице Евгении Римской
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Евге́ние преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц припа́даем и заступле́ния твоего́ у Го́спода про́сим! Ты́ бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це все́х стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой душе́ твое́й и телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́, вся́ прельще́ния врага́ и преще́ния мучи́теля презре́вши, вся́ терпя́щи, вопия́ла еси́: «Христо́с е́сть бога́тство мое́ и похвала́!» Те́мже от того́ бога́тства и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний на́с предста́тельством твои́м огради́, дру́г ко дру́гу на́с в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити на́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.