Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Пятница.
Постный календарь. Глас 2-й
Прп. Ио́сифа Песнописца (883); прп. Гео́ргия, иже в Малеи (IX). Прп. Ио́сифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550); прп. Зоси́мы Палестинского (ок. 560); мцц. Ферву́фы девы, сестры и рабыни ее (341–343). Прмчч. Вениами́на (Кононова), архимандрита и Ники́фора (Кучина), иеромонаха (1928); сщмч. Никола́я (Караулова), епископа Вельского, прмц. Мари́и Гатчинской, монахини (1932); сщмч. Иоа́нна Вечорко, пресвитера (1933); мч. Иоа́нна Колесникова (1943).
Икона Божией Матери: «Геронтисса».
Утреня — Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Евангелие по Иоанну
Ин.13:31 –18:1.
-
Когда он вышел, Иисус сказал: || [Зач. 46.] ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
-
Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
-
Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь.
-
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
-
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
-
Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
-
Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
-
Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.
-
[Зач. 47.] Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
-
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
-
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
-
А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
-
Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
-
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
-
Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
-
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
-
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
-
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? [Зач. 48.] Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
-
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
-
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
-
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
-
Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
-
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
-
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
-
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
-
Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
-
Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
-
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
-
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
-
Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
-
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
-
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
-
Сие сказал Я вам, находясь с вами.
-
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
-
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || [Зач. 49.] Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
-
Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
-
И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
-
Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
-
Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
-
[Зач. 50.] Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
-
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
-
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
-
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
-
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
-
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
-
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.
-
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
-
[Зач. 51.] Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
-
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
-
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
-
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
-
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
-
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
-
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
-
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
-
[Зач. 52.] Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
-
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
-
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
-
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
-
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
-
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
-
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
-
Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
-
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
-
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
-
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
-
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
-
Изгонят вас из синагог; [Зач. 53.] даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
-
Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
-
Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
-
А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
-
Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
-
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
-
и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
-
о грехе, что не веруют в Меня;
-
о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
-
о суде же, что князь мира сего осужден.
-
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
-
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
-
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
-
[Зач. 54.] Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
-
Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
-
Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?
-
Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
-
Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?
-
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
-
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
-
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
-
и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || [Зач. 55.] Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
-
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна.
-
Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
-
В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
-
ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
-
Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
-
Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.
-
Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
-
Иисус отвечал им: теперь веруете?
-
Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
-
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
-
[Зач. 56.] После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
-
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
-
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
-
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
-
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
-
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
-
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
-
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
-
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
-
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
-
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
-
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
-
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
-
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
-
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
-
Они не от мира, как и Я не от мира.
-
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
-
[Зач. 57.] Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
-
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
-
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
-
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
-
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
-
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
-
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
-
Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
-
И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
-
[Зач. 58.] Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.
-
Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими
Евангелие по Иоанну
Ин.18:1–28.
-
[Зач. 58.] Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.
-
Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
-
Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
-
Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
-
Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
-
И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
-
Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
-
Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
-
да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.
-
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
-
Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
-
Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,
-
и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
-
Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
-
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
-
А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
-
Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.
-
Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
-
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
-
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
-
Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
-
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
-
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
-
Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.
-
Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.
-
Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
-
Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.
-
[Зач. 59.] От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
Евангелие по Матфею
Мф.26:57–75.
-
[Зач. 109.] А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
-
Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
-
Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, //*Верховное судилище.
-
и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
-
и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
-
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?
-
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
-
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
-
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
-
как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
-
Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
-
и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
-
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
-
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
-
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
-
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
-
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
-
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
-
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Евангелие по Иоанну
Ин.18:28 –19:16.
-
[Зач. 59.] От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
-
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
-
Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
-
Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –
-
да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
-
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
-
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
-
Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
-
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
-
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
-
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
-
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
-
Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
-
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
-
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
-
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
-
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
-
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
-
[Зач. 60.] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: ||распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
-
Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
-
Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
-
И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
-
Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
-
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
-
С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
-
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.
-
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
-
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
-
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
Евангелие по Матфею
Мф.27:3–32.
-
[Зач. 111.] Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
-
говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.
-
И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
-
Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
-
Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
-
посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
-
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
-
и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
-
Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
-
И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
-
Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
-
И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
-
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
-
Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
-
итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
-
ибо знал, что предали Его из зависти.
-
Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
-
Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
-
Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
-
Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
-
Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
-
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
-
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
-
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
-
[Зач. 112.] Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.
-
и, раздев Его, надели на Него багряницу;
-
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
-
и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
-
И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
-
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
Евангелие по Марку
Мк.15:16–32.
-
[Зач. 67.] А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
-
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
-
и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
-
И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
-
Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
-
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
-
[Зач. 68.] И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место.
-
И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
-
Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять.
-
Был час третий, и распяли Его.
-
И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
-
С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
-
И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
-
Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
-
спаси Себя Самого и сойди со креста.
-
Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
-
Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
Евангелие по Матфею
Мф.27:33–54.
-
[Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
-
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
-
Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
-
и, сидя, стерегли Его там;
-
и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
-
Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
-
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
-
и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
-
Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
-
других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
-
уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
-
Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
-
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
-
а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
-
Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
-
И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
-
а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
-
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
-
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
-
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
-
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
-
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Евангелие по Луке
Лк.23:32–49.
-
[Зач. 111.] Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
-
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
-
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
-
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
-
Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
-
и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
-
И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
-
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
-
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
-
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
-
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
-
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
-
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
-
и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
-
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
-
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
-
И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
-
Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Евангелие по Иоанну
Ин.19:25–37.
-
[Зач. 61.] При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
-
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
-
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
-
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
-
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
-
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
-
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
-
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
-
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
-
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
-
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
-
Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
-
Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Евангелие по Марку
Мк.15:43–47
-
[Зач. 69.] пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
-
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
-
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
-
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
-
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Евангелие по Иоанну
Ин.19:38–42.
-
[Зач. 62.] После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
-
Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
-
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
-
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
-
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.
Евангелие по Матфею
Мф.27:62–66.
-
[Зач. 114.] На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
-
и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
-
итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
-
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
-
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
1-й, 3-й, 6-й, 9-й час
Евангелие по Матфею
На 1-м часе: Мф. 27:1–56 (зач. 110).
-
[Зач. 110.] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
-
и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
-
[Зач. 111.] Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
-
говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.
-
И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
-
Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
-
Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
-
посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
-
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
-
и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
-
Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
-
И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
-
Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
-
И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
-
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
-
Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
-
итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
-
ибо знал, что предали Его из зависти.
-
Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
-
Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
-
Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
-
Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
-
Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
-
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
-
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
-
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
-
[Зач. 112.] Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк //*Судилище преторское.
-
и, раздев Его, надели на Него багряницу;
-
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
-
и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
-
И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
-
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
-
[Зач. 113.] И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
-
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
-
Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
-
и, сидя, стерегли Его там;
-
и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
-
Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
-
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
-
и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
-
Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
-
других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
-
уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
-
Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
-
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
-
а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
-
Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
-
И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
-
а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
-
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
-
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
-
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
-
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
-
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
-
Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
-
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Евангелие по Марку
На 3-м часе: Мк. 15:16–41 (зач. 67).
-
[Зач. 67.] А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
-
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
-
и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
-
И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
-
Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
-
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
-
[Зач. 68.] И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место.
-
И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
-
Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять.
-
Был час третий, и распяли Его.
-
И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
-
С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
-
И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
-
Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
-
спаси Себя Самого и сойди со креста.
-
Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
-
Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
-
В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
-
В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
-
Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
-
А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
-
Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
-
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
-
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
-
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
-
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Евангелие по Луке
На 6-м часе: Лк. 23:32–49 (зач. 111).
-
[Зач. 111.] Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
-
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
-
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
-
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
-
Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
-
и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
-
И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
-
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
-
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
-
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
-
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
-
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
-
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
-
и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
-
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
-
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
-
И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
-
Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Евангелие по Иоанну
На 9-м часе: Ин. 18:28 – 19:37 (зач. 59).
-
[Зач. 59.] От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
-
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
-
Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
-
Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –
-
да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
-
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
-
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
-
Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
-
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
-
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
-
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
-
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
-
Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
-
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
-
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
-
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
-
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
-
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
-
[Зач. 60.] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: ||распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
-
Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
-
Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
-
И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
-
Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
-
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
-
С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
-
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.
-
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
-
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
-
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
-
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
-
там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
-
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
-
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
-
Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
-
Пилат отвечал: что я написал, то написал.
-
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
-
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.
-
[Зач. 61.] При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
-
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
-
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
-
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
-
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
-
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
-
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
-
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
-
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
-
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
-
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
-
Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
-
Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Мысли Феофана Затворника
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь на Великую Пятницу, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Кондак на Великую Пятницу, глас 8
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Тропарь преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́,/ Ио́сифе, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8
Многоле́тне страда́я в боле́знех,/ моли́твою и обеща́нием восприя́тия и́ночества/ прия́л еси́ здра́вие от Бо́га,/ и, неле́ностно подвиза́вся в Пече́рстей оби́тели,/ насле́дил еси́ неболе́зненную и ве́чную жизнь,/ и исцеля́еши неду́ги чту́щих тя,// преподо́бне Ио́сифе, о́тче наш.
Тропарь преподобномученице Марии Гатчинской, глас 4
А́гница Твоя́ Иису́се Мари́я./ утеше́ние рабо́м Твои́м в годи́ну лю́тую яви́ся,/ кре́пость ве́ры и благоче́стия показа́вши,/ муче́ния претерпе́ от богобо́рцев./ Тоя́ моли́твами я́ко ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак преподобномученице Марии Гатчинской, глас 4
Страда́лице и благове́стнице пречу́дная,/ моли́твеннице за все́х скорбя́щих и стра́ждущих,/ преподобному́ченице ма́ти Мари́е,/моли́ся Го́споду Бо́гу со все́ми новому́ченики Росси́йскими/ спасе́ние на́м дарова́ти и поми́ловати ду́ши на́ша.
Молитва преподобномученице Марии Гатчинской
О, преподобному́ченице ма́ти Мари́е, а́нгелов похвало́, новому́чеников и испове́дников сла́во! При́зри на на́с гре́шных, предстоя́щих и моля́щихся тебе́, я́ко те́плой засту́пнице и смире́нной хода́таице пред Го́сподом, Ему́ же моли́твою и посто́м, ве́рою и терпе́нием скорбе́й угоди́ла еси́. Тебя́ бо, я́ко свети́льник ве́ры Христо́вой да́ром прозорли́вости и чудотворе́ний уще́дри Госпо́дь. Ви́ждь сле́зы на́ша и покая́ние, умоли́ ми́лостиваго Бо́га дарова́ти на́м (имена́) грехо́в проще́ние, к бли́жнему любо́вь нелицеме́рную, в ве́ре кре́пость неизме́нную, в житии́ целому́дрие и благоче́стие.
О, преблага́я ма́ти, осени́ твои́м благоволе́нием, все́х, чту́щих святу́ю па́мять твою́. Испроси́ моли́твами твои́ми у всеми́лостиваго Бо́га на́м в ско́рбех – утеше́ние, в беда́х – избавле́ние, в боле́знех – исцеле́ние.
Умоли́, преподобному́ченице свята́я, ми́лостиваго Созда́теля на́шего, да не одоле́ет зло́ба неизрече́нной бла́гости Его́, и да сподо́бимся жи́зни сея́ привре́менныя во вся́ком благоче́стии и чистоте́ пожи́ти, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Тво́й, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в но́щи скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и на́м, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бе́д,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,/ спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́, бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, заступле́нием Твои́м изба́вишася от злы́х, но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га и на́с свободи́ от лю́тых обстоя́ний, вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти́: ра́дуйся Изба́вительнице на́ша от все́х бе́д.