Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Четверг.
Евангелие по Матфею
Мф. 26:1–20 (зач. 107).
-
[Зач. 107.] Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
-
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
-
Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
-
и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
-
но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
-
[Зач. 108.] Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
-
приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
-
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
-
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
-
Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
-
ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
-
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
-
истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
-
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
-
и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
-
и с того времени он искал удобного случая предать Его.
-
В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
-
Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
-
Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
-
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
Евангелие по Иоанну
Ин. 13:3–17 (зач. 44).
-
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
-
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
-
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
-
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
-
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
-
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
-
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
-
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
-
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
-
[Зач. 45.] Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
-
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
-
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
-
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
-
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
-
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Евангелие по Матфею
Мф. 26:21–39 (зач. 108 от полу’).
-
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
-
Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
-
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
-
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
-
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал.
-
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
-
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
-
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
-
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
-
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
-
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
-
по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
-
Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
-
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
-
Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
-
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
-
И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
-
Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
-
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
Евангелие по Луке
Лк. 22:43–45 (зач. 109).
-
Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
-
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
-
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
Евангелие по Матфею
Мф. 26:40–27:2 (зач. 108).
-
И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та́к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
-
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
-
Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
-
И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
-
И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
-
Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
-
встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
-
И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
-
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
-
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
-
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
-
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
-
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
-
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
-
как же сбудутся Писания, что та́к должно быть?
-
В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
-
Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
-
[Зач. 109.] А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
-
Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
-
Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, //*Верховное судилище.
-
и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
-
и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
-
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?
-
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
-
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
-
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
-
как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
-
Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
-
и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
-
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
-
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
-
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
-
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
-
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
-
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
-
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
-
[Зач. 110.] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
-
и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
Мысли Феофана Затворника
Благовещение и установление Таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание Таинству Тела и Крови.
И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною Материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь на Великий Четверг, глас 8
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак на Великий Четверг, глас 2
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неувядаемый Цвет», глас 5
Ра́дуйся, Богоневе́сто, же́зле та́йный,/ Цвет Неувяда́емый процве́тший,/ ра́дуйся, Влады́чице, Е́юже ра́дости наполня́емся // и жизнь насле́дствуем.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неувядаемый Цвет»
О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Ма́ти Де́во, наде́ждо христиа́н и прибе́жище гре́шным! Защити́ всех в несча́стиях к Тебе́ прибега́ющих, услы́ши стена́ния на́ша, приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию на́шему. Влады́чице и Ма́ти Бо́га на́шего, не пре́зри тре́бующия Твоея́ по́мощи и не отри́ни нас гре́шных, вразуми́ и научи́ нас, не отступи́ от нас, рабо́в Твои́х, за ропта́ние на́ше. Бу́ди нам Мать и Покрови́тельница, вруча́ем себе́ ми́лостивому Покро́ву Твоему́. Приведи́ нас, гре́шных, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да опла́чем грехи́ на́ши. О, Ма́ти Мари́е, на́ша преблага́я и ско́рая Засту́пнице, покры́й нас Свои́м хода́тайством, защити́ от враго́в ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злых люде́й, возстаю́щих на нас. О, Ма́ти Го́спода Творца́ на́шего! Ты еси́ Ко́рень Де́вства и Неувяда́ющий Цвет чистоты́ и целому́дрия, пошли́ по́мощь нам немощны́м и обурева́емым плотски́ми страстьми́ и блужда́ющим сердца́ми. Просвети́ на́ши душе́вныя о́чи, да ви́дим пути́ пра́вды Бо́жия. Благода́тию Сы́на Твоего́ укрепи́ на́шу сла́бую во́лю во исполне́ние за́поведей, да изба́вимся от вся́кия беды́ и напа́сти и оправда́ны бу́дем Твои́м пречу́дным заступле́нием на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́, Ему́же мы воздае́м сла́ву, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кондак преподобному Никите Мидикийскому, исповеднику, глас 2
Небе́сный ум и житие́ стяжа́в,/ сия́еши я́сно, я́коже со́лнце, све́тлостию дел,/ просвеща́еши су́щия во тьме жите́йстей, о́тче Ники́то,/ и, приводя́ всех к Бо́гу,// моли́ непреста́нно о всех нас.