Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Вторник.
Постный календарь. Глас 2-й
Прп. Мари́и Египетской (522); прп. Евфи́мия, архимандрита Суздальского, чудотворца (1404–1405); прп. Варсоно́фия Оптинского (1913). Мч. Авраа́мия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229); прп. Геро́нтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Мака́рия, игумена Пеликитской обители (ок. 830); мчч. Геро́нтия и Васили́да (III); прав. Аха́за. Сщмч. Се́ргия Заварина, пресвитера (1938).
Евангелие по Матфею
Мф. 24:36 – 26:2 (зач. 102).
-
[Зач. 102.] О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
-
но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
-
ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
-
и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого;
-
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
-
две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
-
[Зач. 103.] Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
-
Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
-
Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
-
Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
-
Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
-
истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
-
Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
-
и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, –
-
то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
-
и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
-
[Зач. 104.] Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
-
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
-
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
-
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
-
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
-
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
-
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
-
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
-
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
-
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
-
после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
-
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
-
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
-
[Зач. 105.] Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
-
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
-
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
-
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
-
получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
-
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
-
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
-
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
-
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
-
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
-
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,
-
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
-
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;
-
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
-
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
-
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;
-
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
-
[Зач. 106.] Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
-
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
-
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
-
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
-
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
-
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
-
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
-
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
-
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
-
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
-
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
-
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
-
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
-
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
-
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
-
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
-
[Зач. 107.] Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
-
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Мысли Феофана Затворника
Ныне народ, священники и власти Иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия.
Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь мученика Авраамия Болгарского
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Ин кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.
Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Ин тропарь, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 3
Двоице святая,/ правилоначальная, бывшая в церкви/ и в правиле иночестем возсиявшая светло,/ всечестнии канонарси,/ молите Христа Бога,/ да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.