Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Четверг.
Прпп. Иоа́нна, Се́ргия, Патри́кия и прочих, во обители св. Са́ввы убиенных (796). Прп. Евфроси́на Синозерского, Новгородского (1612); мц. Фоти́ны (Светла́ны) самаряныни, ее сыновей мчч. Ви́ктора, нареченного Фоти́ном, и Иоси́и; мцц. Анато́лии, Фото́, Фоти́ды, Параске́вы, Кириа́кии, Домни́ны и мч. Севастиа́на (ок. 66); мцц. Алекса́ндры, Кла́вдии, Евфра́сии, Матро́ны, Иулиа́нии, Евфи́мии и Феодо́сии (Феодо́ры) (310); свт. Ники́ты исп., архиепископа Аполлониадского (ок. 813–820). Сщмч. Влади́мира Пиксанова, пресвитера (1918); сщмч. Васи́лия Соколова, диакона (1938).
Книга пророка Исаии
На 6-м часе: Ис. 42:5–16.
-
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
-
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
-
чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.
-
Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
-
Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
-
Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
-
Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
-
Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
-
Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
-
Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
-
опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
-
и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
Книга Бытия
На веч.: Быт. 18:20–33.
-
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
-
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
-
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
-
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
-
может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
-
не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
-
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
-
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
-
может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
-
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
-
И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
-
Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
-
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
-
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Книга Притчей Соломоновых
На веч.: Притч. 16:17–17:17.
-
Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
-
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
-
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
-
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
-
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
-
Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.
-
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
-
Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
-
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
-
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
-
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
-
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
-
Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
-
прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он – печь злобы].
-
Венец славы – седина, которая находится на пути правды.
-
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
-
В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа.
-
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
-
Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
-
Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.
-
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
-
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
-
Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–
-
–[У верного целый мир богатства, а у неверного – ни обола.]
-
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.
-
Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
-
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
-
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
-
Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
-
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
-
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
-
Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
-
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.
-
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.–
-
–[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
-
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
Мысли свт. Феофана Затворника
«Падению предшествует надменность» («злопомышление») (Притч.16:18).
Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям.
А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 4
От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Ин тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 1
От юности вперив ум свой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ и бегая суеты мира сего,/ достигл еси в пустыню непроходимую,/ идеже Богу, тя укрепляющу,/ ангельское житие стяжав,/ поработал еси довольно Владыце своему Христу/ в пощении, и в молитвах, и во всенощных бдениях/ и сподобился еси дара Духа Пресвятаго,/ еже прорицати будущая,/ наставляя на стезю покаяния/ притекающих к тебе и послушающих тя./ Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру,/ нелицемерную любовь и несумненную надежду,/ дарова тебе не точию еже веровати в Него,/ но еже и страдати по Нем,/ егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся./ И доселе, яко Авелева, вопиет к Богу,/ свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих./ На няже взирающе, умильно вопием:/ слава Христу, даровавшему тебе благодать толику,/ Егоже и моли о нас.
Кондак преподобного Евфросина Синозерского
глас 8
Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.
Кондак преподобных отец, во обители святаго Саввы убиенных
глас 4
Земных и тленных наслаждение/презревше яве, преблаженнии,/ пустынное житие изволивше,/ мира же краснейшее, и пищи временный возненавидевше,/ отонудуже сподобистеся Небеснаго Царствия,/ с лики мученик и постник веселящеся./ Темже, чтуще память вашу,/ вопием вам прилежно:/ от бед нас, отцы, избавите.