Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Четверг.
Прп. Васи́лия Декаполита, исп. (750); сщмч. Арсе́ния (Мацеевича), митрополита Ростовского (1772). Блж. Никола́я Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576); сщмч. Проте́рия, патриарха Александрийского (457); сщмч. Не́стора, епископа Магиддийского (250); прпп. Мари́ны и Ки́ры (ок. 450).
Книга пророка Исаии
На 6-м часе: Ис. 6:1–12.
-
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
-
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
-
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
-
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
-
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
-
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
-
и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
-
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
-
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.
-
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
-
И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
-
И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
Книга Бытия
На веч.: Быт. 5:1–24.
-
Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
-
мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
-
Адам жил сто тридцать [] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
-
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [] лет, и родил он сынов и дочерей.
-
Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
-
Сиф жил сто пять [] лет и родил Еноса.
-
По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [] лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
-
Енос жил девяносто [] лет и родил Каинана.
-
По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [] лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
-
Каинан жил семьдесят [] лет и родил Малелеила.
-
По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [] лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
-
Малелеил жил шестьдесят пять [] лет и родил Иареда.
-
По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [] лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
-
Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
-
По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
-
Енох жил шестьдесят пять [] лет и родил Мафусала.
-
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [] лет и родил сынов и дочерей.
-
Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
-
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Книга Притчей Соломоновых
На веч.: Притч. 6:3–20.
-
Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
-
не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
-
спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
-
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
-
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
-
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–
-
–[Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;–
-
–ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;–
-
–хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
-
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
-
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
-
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.–
-
–[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
-
Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
-
мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
-
коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
-
Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
-
Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
-
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
-
сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
-
лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
-
Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Мысли свт. Феофана Затворника
«Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч.6:4–5).
Это правило должен взять себе в руководство всякий, кто положил теперь в сердце своем пред лицом Господа жить уже по заповедям Его. И он не должен давать сна очам, – не этим внешним, но внутренним очам ума, чтоб они пристально смотрели в сердце и верно замечали все, происходящее там, и тем давали возможность ревнителю разузнавать вражеские козни и избежать опасности от них. Сердце стало теперь поприще борьбы с врагом. Туда он непрестанно сеет свое, отражающиеся в помышлениях, которые, однако, не всегда грубо худы, но большею частью прикрыты мнимою добротою и правотою.
Цепь всех помышлений – точно хитросплетенная сеть! Пустившийся вслед их без внимания не минет опутания, и, следовательно, опасности падения. Вот почему, брат, держи око ума твоего острозорким, посредством строгого внимания ко всему, что происходит в тебе и около тебя. Замечай, что предлагает тебе неотступный советник твой с шуей стороны и разбирай, для чего оно предлагается тебе, куда поведет, и никогда не попадешь в сети его.
Не забудь только, что внимание одно не бывает в силе; но когда стоит в содружестве с трезвением, бодренностию и непрестанною ко Господу молитвою. Сочетай все это и будешь неуловим.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь преподобного Василия исповедника
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе, отче наш Василие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Василия
глас 2
С высоты приим Божественное откровение,/ изшел еси, мудре, от среды молв/ и, монашествовав преподобно,/ чудес приял еси действо/ и недуги исцеляти благодатию,// Василие всеблаженне священнейший.
Тропарь блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского
глас 4
Словенска языка, Псковския земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.
Кондак блаженного Николая
глас 8
Чудотворец явися, Николае,/ царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение.