Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Вторник.
Свт. Порфи́рия, архиепископа Газского (420). Прп. Севастиа́на Сохотского, Пошехонского (ок. 1500); мч. Севастиа́на (ок. 66). Сщмч. Петра́ Варламова, пресвитера (1930); сщмч. Се́ргия Воскресенского, пресвитера (1933); сщмчч. Иоа́нна (Пашина), епископа Рыльского, и Иоа́нна Дунаева, пресвитера, прмц. А́нны (Благовещенской), монахини (1938).
Икона Божией Матери: Межетская (1492).
Книга пророка Исаии
На 6-м часе: Ис. 5:7–16.
-
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.
-
Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
-
В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;
-
десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
-
Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
-
и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
-
За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
-
За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
-
И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
-
а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Книга Бытия
На веч.: Быт. 4:8–15.
-
И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
-
И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
-
И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
-
и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
-
когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
-
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
-
вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
-
И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Книга Притчей Соломоновых
На веч.: Притч. 5:1–15.
-
Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
-
чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
-
ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
-
но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
-
ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
-
Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
-
Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
-
Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
-
чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
-
чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
-
И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –
-
и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
-
и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
-
едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
-
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Мысли свт. Феофана Затворника
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт.4:13).
Можно ли было так говорить пред лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: «разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, – а он не поддается и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством.
То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейская отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время, и труд. Но ведь – или спасение, или погибель!
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь святителя Порфирия, архиепископа Газского
глас 4
Труды и болезни твоя, яже по благочестию,/ кто исповесть, отче?/ день бо и ночь не престал еси трудяся,/ дондеже от нечестия Газу очистив, благочестие насадил еси,/ тем яко всегда еси предстатель о стаде твоем,/ тако, святе Порфирие,/ моли Христа Бога да спасет души наша.
Кондак святителя Порфирия, архиепископа Газского
глас 2
Священнейшими твоими нравы украшаемь,/ священства одеждею озарился еси,/ всеблаженне Богомудре Порфирие,/ и исцелений удобряеши возвышеньми,/ моляся непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобному Севастиану Пошехонскому
глас 4
Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Севастиану Пошехонскому
глас 3
Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.