Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Пятница.
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423). Мчч. Маври́кия и 70-ти воинов: Фоти́на, Фео́дора, Фили́ппа и иных (ок. 305); прпп. Фала́ссия, Ли́мния и Варада́та, пустынников Сирийских (V); прп. Афана́сия Павлопетрийского, исп. (821). Сщмчч. Ио́сифа Смирнова и Влади́мира Ильинского, пресвитеров, Иоа́нна Касторского, диакона и мч. Иоа́нна Перебаскина (1918); сщмчч. Михаи́ла Горбунова, Иоа́нна Орлова, Ви́ктора Моригеровского, Иоа́нна Парусникова, Се́ргия Белокурова, Андре́я Ясенева, Па́вла Смирнова, пресвитеров, прмчч. Се́ргия (Букашкина) и Анти́пы (Кириллова), иеромонахов, прмц. Параске́вы Макаровой, послушницы, мчч. Стефа́на Франтова и Никола́я Некрасова, мцц. Елисаве́ты Тимохиной, Ири́ны Смирновой и Варва́ры Лосевой (1938); мч. Андре́я Гневышева (1941); прмч. Филаре́та (Пряхина), игумена (1942).
Книга пророка Исаии
На 6-м часе: Ис. 3:1–14.
-
Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
-
храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,
-
пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
-
И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.
-
И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
-
Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.
-
А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
-
Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его.
-
Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
-
Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;
-
а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
-
Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
-
Восстал Господь на суд – и стоит, чтобы судить народы.
-
Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах;
Книга Бытия
На веч.: Быт. 2:20 – 3:20.
-
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
-
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
-
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
-
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
-
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
-
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
-
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
-
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
-
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
-
И сказал змей жене: нет, не умрете,
-
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
-
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
-
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
-
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
-
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
-
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
-
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
-
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
-
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
-
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
-
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*. //*По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.
-
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
-
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
-
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
-
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
-
И нарек Адам имя жене своей: Ева* ибо она стала матерью всех живущих.//*Жизнь.
Книга Притчей Соломоновых
На веч.: Притч. 3:19–34¹.
-
Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
-
Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
-
Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
-
и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
-
Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
-
Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет.
-
Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
-
потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
-
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
-
Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день.]
-
Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
-
Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
-
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
-
потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
-
Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
-
Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
Мысли свт. Феофана Затворника
«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч.3:34).
Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же пред Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдишься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
ТРОПАРЬ В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
КОНДАК В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Кондак мученикам, иже во Евгении, на обретение мощей, глас 4
От земли́ возсия́вше я́ко свети́ла пра́вды,/ нече́стия всю отрази́сте мглу/ и ве́рных просвеща́ете,/ му́ченицы Боже́ственнии,// Тро́ицы побо́рницы.
Кондак мученикам, иже во Евгении, глас 8
Кре́пцыи ве́ры столпи́, добропобе́днии му́ченицы,/ за Христа́ подъе́мше разли́чныя му́ки,/ и на ле́та мно́га сокрове́ни бы́сте,/ и ны́не яви́стеся я́ко многоце́нное бога́тство,/ и в Це́рковь Бо́жию че́стно носи́ми архиере́я Бо́жия дла́ньми,/ прося́щим раздава́ете, е́же на по́льзу.// Тем моли́теся о душа́х на́ших.
Тропарь преподобномученику Филарету (Пряхину), глас 5
Учи́телю благоче́стия/, и́стинныя ве́ры Христо́вы ревни́телю/, новому́чениче Филаре́те/, Про́нския и Срезне́вския земли́ украше́ние/ стяжа́л еси́ в се́рдце твое́м Ду́ха Свята́го благода́ть/ Христа́ му́жественно испове́дал еси́/, к новому́чеником Росси́йским бы́в причте́н,/ сла́ву на небесе́х насле́довал еси́/. Моли́ся приле́жно Влады́ке Христу́, / да сохрани́т Оте́чество на́ше в ми́ре и благоде́нствии,// и спасе́т души́ на́ша.