Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Суббота.
3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сырная – сплошная
Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы); Мчч. Памфи́ла, пресвитера, Вале́нта (Уале́нта), диакона, Па́вла, Порфи́рия, Селе́вкия, Феоду́ла, Иулиа́на, Самуи́ла, Илии́, Дании́ла, Иереми́и, Иса́ии (307–309); свт. Мака́рия (Невского), митрополита Московского и Коломенского (1926). Мучеников Персидских в Мартирополе (IV); прп. Мару́фа, епископа Месопотамского (422).
Евангелие по Матфею
Мф. 6:1–13 (зач. 16)
-
[Зач. 16.] Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
-
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
-
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
-
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
-
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
-
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
-
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
-
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
-
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
-
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
-
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
-
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
-
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Толкование Феофилакта Болгарского
Мф.6:1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Возведя к самой высшей добродетели – любви, Господь восстает теперь против тщеславия, которое следует за добрыми делами. Обратите внимание, что говорит: остерегайтесь! говорит как бы о звере лютом. Берегись, чтобы он не растерзал тебя. Но если умеешь ты творить милосердие и пред людьми, однако не для того, чтобы смотрели, не подвергнешься осуждению. Но если имеешь своей целью тщеславие, то хотя бы делал то и в клети своей, будешь осужден. Бог наказывает или увенчивает намерение.
Мф.6:2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
Лицемеры не имели труб, но Господь осмеивает здесь их намерение, так как они желали, чтобы об их милостыне трубили. Лицемеры – это те, которые по виду являются другими, чем каковы они в действительности. Так, они кажутся милостивыми, но в действительности иные.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
Ибо их хвалят, и они от людей получили все.
Мф.6:3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
Преувеличенно сказал это: если можно, скрой и от себя самого. Или так иначе: левая рука тщеславна, а правая – милосердна. Итак, пусть тщеславие не знает твоей милостыни.
Мф.6:4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Когда? Когда все окажется обнаженным и явным, тогда наиболее прославишься и ты.
Мф.6:5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
И этих называет лицемерами, так как они кажутся, что внимают Богу, а в действительности внимают людям, от которых имеют, то есть получают, свою награду.
Мф.6:6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Итак, что же? Не буду молиться в церкви? Совершенно нет. Буду молиться, но с чистым намерением, а не так, чтобы показывать себя: ибо место не вредит, но внутреннее расположение и цель. Многие, втайне молясь, делают это с целью понравиться людям.
Мф.6:7. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники…
Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном – о власти, богатстве, победе. Многоглаголание есть и нечленораздельная речь, как речь детей. Итак, не будь пустословом. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве.
Мф.6:8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Молимся не для того, чтобы научить Его, но чтобы, отвлекая самих себя от житейских забот, получить пользу, беседуя с Ним.
Мф.6:9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!
Одно дело – обет, другое – молитва. Обет – это обещание Богу, например, когда кто-нибудь обещает воздерживаться от вина или чего-либо другого; молитва же – это прошение благ. Говоря «Отче», показывает тебе, каких благ ты удостоился, сделавшись сыном Божиим, а словом «на небесах» указал тебе на отечество твое и отеческий дом. Поэтому если желаешь Бога иметь своим Отцом, то смотри на небо, а не на землю. Ты не говоришь: «Отче мой», а «Отче наш», потому что ты должен всех считать за братьев своих, детей одного Отца Небесного.
да святится имя Твое;
то есть делай нас святыми, чтобы прославлялось имя Твое, ибо как чрез меня хулится Бог, так чрез меня Он и святится, то есть прославляется, как Святый.
Мф.6:10. да приидет Царствие Твое;
то есть второе пришествие: ибо человек со спокойною совестью молится о наступлении воскрешения и суда.
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Как ангелы, говорит, исполняют волю Твою на небе, так даруй и нам совершать ее на земле.
Мф.6:11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Под «насущным» Господь разумеет тот хлеб, который достаточен для нашей природы и состояния, но Он устраняет заботу о завтрашнем дне. И Тело Христа есть насущный хлеб, о неосужденном причастии которого мы должны молиться.
Мф.6:12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
Так как мы грешим и после крещения, то молим, чтобы Бог простил нам, но простил так, как и мы прощаем. Если мы злопамятствуем, Он не простит нам. Бог имеет меня как бы Своим примером и то делает мне, что я делаю другому.
Мф.6:13. и не введи нас в искушение,
Мы – люди слабые, поэтому не должны подвергать себя искушениям, но если впали, то должны молиться, чтобы искушение не поглотило нас. Только тот вовлекается в бездну испытания, кто поглощен и побежден, а не тот, кто впал, но потом победил.
но избавь нас от лукавого.
Не сказал: «от лукавых людей», ибо не они делают нам зло, но лукавый.
Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.
Здесь ободряет нас, ибо если Отец наш есть Царь, сильный и славный, то мы, конечно, победим лукавого и в грядущие времена прославимся.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
ТРОПАРЬ В СУББОТУ, всем святым, глас 2
КОНДАК В СУББОТУ, всем святым, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
В СУББОТУ, ЗА УМЕРШИХ
ТРОПАРЬ В СУББОТУ, за умерших, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
КОНДАК В СУББОТУ, за умерших, глас 6
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
СВЯТИТЕЛЮ МАКАРИЮ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ, АЛТАЙСКОМУ
Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому, глас 4
Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.