Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.
Четверг.
Евангелие по Марку
Мк. 15:1–15 (зач. 66).
-
[Зач. 66.] Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
-
Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
-
И первосвященники обвиняли Его во многом.
-
Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
-
Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
-
На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
-
Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
-
И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.
-
Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
-
Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
-
Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
-
Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
-
Они опять закричали: распни Его.
-
Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
-
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Мысли свт. Феофана Затворника
(1Ин.4:20–5:21; Мк.15:1–15)
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4), вера христианская. Мир победить – что такое? Не то, чтоб всех миролюбцев перебить и все миролюбное истребить и уничтожить, а, живя среди миролюбцев и вращаясь среди миролюбных обычаев, жить и быть чужду всем и всему. Коль скоро ты отвергся мира и всего мирского, то этим самым действием победил ты мир.
А отвергнуться мира кто тебя учит, и кто силу на то дает? Вера наша. Она раскрывает пагубность прелестей мира и зарождает желание высвободиться из сетей их. Затем, когда кто решается расторгнуть эти узы, раскаивается и приступает к таинствам обновленная – к крещению или покаянию, она дает в этом действии таинственно ощутить сладость противоположной миру жизни, такую, с которою все сласти мира ни в какое сравнение идти не могут. Отсюда в сердце водворяется отвращение ко всему мирскому, которое собственно и есть победа над миром. Но в том же действии таинственном, вследствие которого рождается отвращение к миру, подается сила и к непоколебимому пребыванию в этом отвращении и отчуждении от мира; а это есть победа решительная и прочная.
Толкования Феофилакта Болгарского
Мк.15:1–15
Мк.15:1. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Мк.15:2. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
Мк.15:3. И первосвященники обвиняли Его во многом.
Мк.15:4. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений?
Мк.15:5. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Мк.15:6. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
Мк.15:7. Тогда был в узах некто , по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
Мк.15:8. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.
Мк.15:9. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
Мк.15:10. Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
Мк.15:11. Но первосвященники возбудили народ просить , чтобы отпустил им лучше Варавву.
Мк.15:12. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
Мк.15:13. Они опять закричали: распни Его.
Мк.15:14. Пилат сказал им; какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
Мк.15:15. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Иудеи предали Господа римлянам; за то и сами преданы были от Господа в руки римлян. И сбылись слова Писания: «беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис. 3, 11); и еще: «Воздай им по делам их» (Пс. 27, 4); и еще: «как ты поступал, так поступлено будет и с тобою» (Авд. 1, 15). На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» – Господь дает обоюдный ответ. Ибо слова «Ты говоришь» – можно понимать так: правду ты говоришь, – ты сам высказал, Кто Я; а можно понимать и так: Я не говорю этого, а ты говоришь. Но быв спрошен в другой раз, Христос ничего не отвечал и тем привел Пилата в удивление. Ибо Пилат дивился, что Он, будучи сведущ в законе и красноречив и имея возможность одним ответом ниспровергнуть возводимые на Него клеветы, ничего не говорил, а напротив, смиренно терпел обвинения. Заметь же кровожадность иудеев и умеренность Пилата (хотя и он достоин осуждения, потому что не с твердостью стоял за праведника). Ибо те кричали: «распни Его», а он, хотя слабо, однако, пытался освободить Иисуса от осуждения. Поэтому опять спрашивал, что сделаю Иисусу? – стараясь дать им возможность отпустить Господа как невинного, почему и медлил, и откладывал. Наконец, уступая требованию их, стал бить Господа, то есть ударять ременным бичом, дабы видно было, что они приняли Его как осужденного уже на судилище, и «предал на распятие». Ибо он хотел сделать угодное, приятное для народа, а не то, что угодно Богу.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Луки
глас 8
Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.
Кондак преподобного Парфения
глас 3
Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.