В начале ноября состоялась паломническая поездка прихожан нашего храма в Ново-Иерусалимский и Савво-Сторожевский монастыри. Фотографии из поездки можно посмотреть тут Фотоальбом

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» – вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фондапо восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета

В 2011 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь праздновал три юбилейных события

30 августа 2011 года – 330-летие со дня блаженной кончины основателя монастыря Святейшего Патриарха Никона.

17/30 августа по благословению Настоятеля монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заупокойную Божественную литургию возглавил Председатель Синодальной комиссии по монастырям Русской Православной Церкви, викарий Московской епархии, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Высокопреосвященнейший Владыка совершил панихиду по приснопамятному Первосвятителю.

25 сентября 2011 года – 355-летие со дня основания святой Патриаршей обители.

25 сентября в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы в храме Рождества Христова состоялась праздничная воскресная Божественная литургия, которую возглавил Священноархимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании Литургии, в соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 29) о вручении настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей игуменского посоха, Святейший Владыка прочитал молитвы и вручил игуменский жезл наместнику обители Игумену Феофилакту (Безукладникову). Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к игумену Феофилакту и всем собравшимся с Первосвятительским словом, в котором отметил,- «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси. Он был создан приснопамятным Святейшим Патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как Патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием. Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота. Ново-Иерусалимский монастырь был особенно богато украшен и являлся зримым свидетельством славы и могущества Русской Православной Церкви, к тому времени объединившейся, славы и могущества Святой Руси, к тому времени снова ставшей единым Отечеством, единым государством. Но мы знаем также, что сей величественный и славный монастырь прошел и через особые испытания. Он был разрушен и внешним врагом, и внутренними врагами Церкви. А когда государство обратило внимание на святыню, здесь начались восстановительные работы, которые, однако, так и не были завершены – монастырю, лежавшему в руинах, лишь вернули его общие очертания. И только сейчас Церковь вместе с государством восстанавливает эту святую обитель, и лучшие специалисты призваны для того, чтобы вернуть Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю красоту и славу» В память о своем первом Патриаршем богослужении в Ново-Иерусалимском монастыре Святейший Владыка передал обители икону святителя Николая Чудотворца и от лица Президента РФ Д.А. Медведева исторический документ – проектный план Ново-Иерусалимского монастыря, созданный в 1852 году.

Со своей стороны наместник Игумен Феофилакт преподнес Его Святейшеству памятный подарок и несколько книг о Патриархе Никоне, изданных обителью, а также Синодик Москвы и Московской области.

Святейший Патриарх Кирилл осмотрел комплекс Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря: церковь Успения Пресвятой Богородицы (центральный алтарь, часовню Пресвятой Богородицы, Темницу Господню), заалтарную часть (придел написания Титла, придел Разделения риз, придел Поругания), подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, церковь Распятия и Голгофу, где поклонился Кресту Господню.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятному Первосвятителю, после чего посетил центральную часть Воскресенского собора (“Плиты Помазания”, “Место погребения и Воскресения Спасителя” (Кувуклия)), осмотрел место археологического раскопа на территории обители, а также посетил Богоявленскую пустынь Святейшего Патриарха Никона и “Место Крещения Спасителя на Иордане” (на р. Истра).

Святейший Патриарх Кирилл дал высокую оценку проводимым в монастыре реставрационным работам.

10 декабря 2011 года -350 лет со дня принесения иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», из Афонского Хиландарского монастыря в Москву, откуда данная икона была привезена в Новый Иерусалим.

Согласно благословению Священноархимандрита святой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 09.12. по 16.12 состоялся визит братии Святогорского монастыря Хиландар во главе с Игуменом Мефодием (Марковичем) в г. Москву и Новый Иерусалим с целью передачи в дар списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

10 декабря в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре по этому случаю прошли торжества. У святых врат обители икона была торжественно встречена, и крестным ходом с пением тропаря, кондака и величания Пресвятой Богородице икона была внесена в монастырский храм Рождества Христова и поставлена для поклонения верующих. За братской совместной Божественной Литургией молились приглашенные гости из городской Администрации и Благотворительного фонда по восстановлению Нового Иерусалима, многочисленные прихожане и паломники. Данное событие широко освещалось представителями различных федеральных и региональных СМИ.

12 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата святогорцы были приняты заместителем председателя ОВЦС протоиереем Николаем Балашовым. Во встрече также приняли участие представитель Фонда монастыря Хиландар М. Рандич и исполнительный директор Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.П. Коченов. Была отмечена важная роль Фондов Хиландарского и Ново-Иерусалимского монастырей, при поддержке которых происходит восстановление обеих обителей, а также обсуждены возможности принесения в пределы Русской Православной Церкви других святынь древнего сербского монастыря на Афоне.

13 ноября 2011 года в Неделю 22-ю по Пятидесятнице на память святых апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула произошло историческое для монастыря событие, когда согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священноархимандрита святой обители, содействующу Духу Святому, наместником Игуменом Феофилактом (Безукладниковым) в сослужении клирика Северодонецко-Старобельской епархии игумена Георгия (Бучмы), штатного клирика Монастыря иерея Алексия Полещука, клирика храма «Отрада и Утешение» (Ватопедской) ик. Божипей Матери на Ходынском поле близ Солдатенковской, ныне Боткинской больницы диакона Александра Туманова, совершен чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим . В закладном камне под крестом положены мощи святого мученика Севастиана Медиоланского, Римского, начальника дворцовой стражи (память 18/31 декабря).

Кроме того, учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные как с днями земной жизни Спасителя, в частности, место Его Крещения – река Иордан, и место Его Распятия – Голгофа, так и последующей церковной историей – место обретения святой царицей Еленой Древа Креста Господня, Настоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, начиная с 2011 года:

– совершать освящение воды в реке Истра-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения;

– в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

2012 год
12/25 июня 2012 года согласно благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, содействующу Духу Святому, наместником Игуменом Феофилактом (Безукладниковым) был совершен чин малого освящения храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на Святой Голгофе.

30 августа 2012 года в памятный для Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря день блаженной кончины Святейшего Патриарха Никона, основателя святой обители, по благословению настоятеля святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова возглавил его викарий, епископ Воскресенский Савва, по окончании которой была вознесена совместная с братством заупокойная молитва по приснопамятному Первосвятителю.

25 сентября 2012 года на территории святой Патриаршей обители под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное, четвертое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Кирилл, В.А.Зубков и члены Попечительского совета Фонда осмотрели основные места проведения реставрационных работ на объектах Ансамбля Монастыря: комплекс Воскресенского собора, Подземную церковь Святых Константина и Елены, Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим, Воскресную школу, а также посетили святые места монастыря, осмотрели археологические раскопы и выставку археологических находок. Ими была дана высокая оценка проводимым в монастыре реставрационным работам.

В частности, Д.А. Медведев в начале своей вступительной речи сказал: «Не могу не поделиться своими эмоциями, и не только потому, что мы впервые проводим заседание Попечительского совета нашего Фонда прямо, непосредственно в Ново-Иерусалимском монастыре, но и потому, что сейчас (во всяком случае, мы с Его Святейшеством поделились ощущениями) видны результаты, особенно в сравнении с тем, что здесь было совсем недавно. И это означает, что мы на верном пути, это означает, что работа Попечительского совета Фонда, огромного количества людей, которые трудятся на объекте, восстанавливают Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, работа всех, кто своими делами, своими материальными возможностями — значительными или весьма скромными — способствует восстановлению монастыря, она воплощается в результат. Этот результат внушает уверенность в том, что монастырь будет восстановлен в первозданной красе, а может быть, даже и лучше, но нам судить об этом сложно…» … «Еще раз говорю, что все, что мы увидели, реально впечатляет. Говорю это не ради того, чтобы похвалить коллег, реставраторов, а это действительно особые эмоции…».

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «со дня нашего последнего заседания сделано очень и очень много, причем сделано на очень высоком уровне». Предстоятель также заявил, что уже сейчас необходимо приступить к следующим важным шагам по реализации одного из главных положений Концепции, а именно подготовке проектных предложений по так называемым святым местам «Русской Палестины», воссозданию или, если восстановление невозможно, закреплению памяти о них, которое предусматривает сохранение и воссоздание элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля.

Попечительский совет поставил перед Фондом, монастырем и организациями-исполнителями приоритетные направления деятельности и задачи на 2012 и 2013 годы.

В последней декаде октября 2012 года согласно Первосвятительскому благословению в последней декаде октября 2012 года была совершена совместная с руководителями и представителями организаций, участвующих в восстановительных работах по воссозданию исторического облика Нового Иерусалима – Заказчика-Застройщика ФГБУ «ОКС №900 при Спецстрое России», Генерального проектировщика ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» и Генерального подрядчика ЗАО «БалтСтрой», паломническая и рабочая поездка на Святую Землю в целях поклонения и детального ознакомления со святынями храма Гроба Господня и Палестины, а также решения концептуальных вопросов воссоздания «Ансамбля Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального мужского монастыря XVII-XIX веков».

13 сентября 2012 года по благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях дальнейшего производства необходимых ремонтно-реставрационных работ в присутствии комиссии было произведено раскрытие места захоронения с визуальным осмотром и фиксацией состояния надгробного сооружения и останков захоронения Святейшего Патриарха Никона, который упокоился 17/30 августа 1681 года и погребен 26 августа/08 сентября в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Собора Воскресения Господня с подземной церковью Константина и Елены.

31 декабря 2012 года Новый Иерусалим посетил и возглавил Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Председатель ознакомился с монастырской жизнью и ходом ведения реставрационно-восстановительных работ в Новом Иерусалиме.

Саввино-Сторожевский монастырь

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.