Музыкальная терапия

//Музыкальная терапия
Музыкальная терапия 2019-03-14T21:27:50+00:00

Музыкальная терапия

Всем добрый день. Меня зовут Ирина Чижкова. Я являюсь членом общества духовного трезвения ПАРУСИЯ. По специальности я музыкальный педагог. Более 20 лет работаю с детьми, подростками в разных социальных, бюджетных учреждениях. Свою работу очень люблю, но всегда не хватало времени раскрыть творческие способности детей, выходя за рамки поставленных педагогических задач. Оглядываясь на пройденный небольшой педагогический путь, могу смело утверждать, что очень тяжело раскрыть не только свой потенциал, как педагога, но и детский в полном объеме в нашей «непростой» системе образования. Мне пришлось пройти долгий путь в поиске разных учреждений и педагогических коллективов, где я могла воплотить свои нетрадиционные формы воздействия музыки на ребенка. Но я нашла то, что искала. В 2018 году, вступив в общество духовного трезвения ПАРУСИЯ, я поняла, что именно здесь можно реализовать возможности, которые дает нам Господь.
Мне бы хотелось поделиться тем опытом своей работы, который может каждый желающий и ищущий свой путь, применить для духовного и физического возрождения. Ведь музыка, как говорит протоиерей Андрей Ткачев « язык исповедальный, музыка — живое доказательство бытия Бога». Каждому ребенку и взрослому жизненно необходимо заниматься музыкой. Музыка оказывает благотворное и целебное воздействии на душевные и телесные силы. Об этом упоминали еще философы античности.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка дает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон

Мой интерес к музыкальной терапии начался с того периода, когда я приступила к своей педагогической деятельности учителем музыки в общеобразовательной школе. Здесь я впервые столкнулась с проблемой отсутствия не только интереса к музыке со стороны учащихся, но и низкого уровня общей культуры ценностей подростков. Передо мной стояла серьезная задача: как и чем можно мотивировать познавательный интерес учащихся к предмету художественно — эстетического направления. Решением этой задачи явилось внедрение во внеурочную деятельность игры на свирели, а в дальнейшем блокфлейты, создание ансамбля « Заиграй, свирель». Обучая игре на свирели и блокфлейте, я увидела, какое положительное воздействие оказывает инструмент на духовно-нравственное, гармоничное воспитание детей. Сколько было пережито радостных и незабываемых занятий, выступлений и какую пользу для детей принесло коллективное музицирование на свирели и блокфлейте.
Любовь к этим инструментам я проношу везде и всюду, где бы я ни работала. Благодаря своему педагогическому опыту, я все больше прихожу к выводу, что если мы, педагоги, будем трепетно и свято нести детям наши многовековые культурные традиции, мы сможем не только сохранить, но и приумножить потенциал подрастающего поколения.
К сожалению, мы видим, как наш век высоких технологий и прогресса, активно вытесняет из повседневной жизни умение находиться в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Мы все больше отдаляемся и теряем связь с нашим прошлым и нашими историческими традициями. Однако генетическая память никуда и никогда не исчезает. Возвращаясь к народным истокам, к нашей культуре, мы имеем возможность восстановить не только душевное спокойствие, духовно-нравственные качества, но и гармонизовать все стороны жизни человека. Хочется вспомнить, как широко и глубоко входила музыка во все сферы жизни человека: пение колыбельных песен, плясовые движения, игра на инструментах сопровождала людей от рождения и до последних дней жизни. К сожалению не все дети и взрослые получают музыкальное образование в своей жизни. Но найти потребность к самовыражению себя через пение, игру на музыкальных инструментах необходимо каждому человеку.
Обучая игре на свирели и блокфлейте, я пришла к выводу, что в процессе игры можно приобщить не только к музыкальному искусству, развить творческие способности, но и привить любовь к народным инструментам, воспитать уважение к обычаям и традициям страны. Во время игры постепенно уходит скованность, приобретается уверенность в своих силах. Выявляя степень положительного воздействия данного инструмента на физиологическое состояние, следует отметить, что в процессе игры постепенно улучшается работа дыхательной, сердечно -сосудистой, центральной нервной системы. Благодаря активному вдоху, происходит формирование правильного полноценного дыхания, улучшается вентиляция легких, закаляется бронхо-легочная система, снижается нервное перевозбуждение. Игра на свирели и блокфлейте способствует развитию мелкой моторики, памяти, координации пальцев, мышления, интеллектуальных способностей.

  • Работа по обучению игре на свирели (блокфлейте) состоит из трех разделов:

  • оздоровление

  • общение

  • познание

Такие полноценные занятия, как утверждают психологи, способствуют умственному развитию, так как идет активное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Как показывает опыт, в ходе таких занятий улучшается климат в коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим. Благодаря этому решаются многие педагогические задачи: происходит формирование коммуникативной культуры, улучшается психологический климат в коллективе.

Так же мною проводились мастер-классы по обучению игре на свирели среди музыкальных руководителей. Свой опыт работы я представила в виде презентации и практических навыках игры на инструменте.

Основная цель педагога – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что « наша цивилизация украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами».
Обучая музыке , мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски новых звучаний.

Работа в летнем православном лагере «Солнечное».

Открытое занятие с детьми для музыкальных руководителей с использованием игры на свирели
«Славься, русская земля!»
Выступление в детском доме в Пушкине. Использование духовых инструментов блокфлейтовой группы.

Тренировочные занятия со старшими ребятами.

Выступление в ИМЦ Московского района на итоговой конференции по теме:
« Музыкальное воспитание детей в традициях отечественной культуры через игру на свирели»

Неоднократно принимала участие в мероприятиях, посвященных проведению благотворительной ярмарки « Благодатная Россия — великому пастырю»

Играйте на здоровье: о пользе игры на блокфлейте

Занятия флейтой доступны как детям, так и людям любого возраста. Для желающих овладеть этим неповторимым инструментом, нет ограничений по социальным и другим признакам. Обучающий процесс начинается с дыхательных упражнений, изучения особенностей нотного письма, усвоения постановочных принципов, которые помогают быстрее овладеть навыками игры и улучшить качество звучания. Кроме того, обучение игре на блокфлейте благоприятно для здоровья детей. Некоторые врачи рекомендуют обучение детям с астматическими заболеваниями, маленьким объемом легких и другими сосудистыми заболеваниями. Игра на блокфлейте не только облагораживает душу, но и помогает заботиться о собственном здоровье.
Блокфлейта — популярный инструмент. Он недорого стоит и прост в освоении.
Звук у блокфлейты приятный и мелодичный. Извлекать его легко. Поэтому многие дети и взрослые охотно осваивают блокфлейту и довольно быстро достигают неплохих результатов.
Игра на всех духовых инструментах укрепляет дыхательную систему. Блокфлейта в этом плане идеальный вариант. Выдувание звуков не требует особых физических усилий. Это своего рода легкая дыхательная гимнастика, которая будет профилактикой простуд и даже поможет избавиться от более серьезных заболеваний органов дыхания.
У ребенка есть логопедические проблемы? И тут выручит блокфлейта. Упражнения на звукоизвлечение прекрасно тренируют артикуляцию и исправляют дефекты речи. Освоение блокфлейты также предполагает активную работу пальцев рук. Хорошая
координация «рука-глаз» поможет ребенку в освоении письма, а кроме того, улучшение мелкой моторики положительно скажется на развитии речи и интеллекта.

Итак, подведем итог вышесказанного о воздействии музыки на психическое и физическое здоровье детей и взрослых.

  • В процессе игры на духовых инструментах (свирель, блокфлейта) происходит:

  • развитие чувства ритма и правильного дыхания, необходимое для коррекции поведения гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

  • пальчиковые упражнения — развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, улучшается память, внимание, взаимодействие между правым и левым полушариями.
    Релаксирующее воздействие музыки устраняет тики, тревожность, навязчивые движения у ребенка.

  • укрепление мышц органов артикуляционного аппарата (губ, щек, языка);

  • формирование фонематического слуха при речевых проблемах.

Музыка дает ощущение счастья, происходит интенсивное влияние обменных процессов, улучшается работа сердечнососудистой системы, нормализуется тону с головного мозга и кровообращения.

  • Что приобретается через занятия музыкой:

  • воспитание характера без риска и травм;

  • развитие математических способностей (манипулируя абстрактными звуками, учится мыслить пространственно);

  • развитие структурного мышления;

  • развитие эмоциональности и чувственности;

  • выявление новых черт характера;

  • занятия музыкой воспитывают « Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Пение, игра на музыкальных инструментах создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие человека, его душевное и физическое здоровье.
Задача педагога-профессионала — доставить через общение с музыкой как можно больше радостных эмоций, впечатлений, сделать жизнь чуть лучше, счастливее, а значит способствовать обретению душевного мира!

Чижкова Ирина Николаевнa

Alt

Сведения об образовании:

Закончила в 1989г. Музыкальное педагогическое училище № 6
В 1989 г поступила в РГПУ им. Герцена
В 1995г получила квалификацию « Учитель музыки. Методист по музыкальному воспитанию»
В 2017г. прошла обучение в ЛОИРО дополнительного профессионального образования на кафедре управления и получила диплом « Менеджмент в образовании»

Профессиональные интересы:

-Музыкальное воспитание в традициях отечественной культуры;
-Приобщение к коллективному музицированию через игру на свирели и блокфлейте;
-Здоровьесберегающие технологии (музыкальная терапия);
-Развитие коммуникативных способностей через танцевальную и игровую деятельность;
— Игровые тренинги

Результативность участия в профессиональных конкурсах:

-Дипломант 1 степени Всероссийского фестиваля-конкурса
« Путь к успеху» 2011г;
— Победитель конкурса «Дорога и мы» в Московском районе 2012г.

Общественная активность:

— Член общества духовного трезвения ПАРУСИЯ;
-Участие в благотворительных концертах в Детских домах и приютах для несовершеннолетних, ПНИ, выступления на городских площадках города, в области и регионах;
— Участие в проведении Благотворительной ярмарки
« Благодарная Россия — великому пастырю» (Благотворительный фонд «Великий пастырь Иоанн Кронштадтский» в 2014, 2015,2016г)

10 причин учить ребенка музыке.

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее. Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

Играть – это СЛЕДОВАТЬ ТРАДИЦИИ.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Внимание, родители невест!

Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

МУЗЫКА И ЯЗЫК – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Музыка СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Музыкальные занятия РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Музыканты МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Занятия музыкой ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», умеющих делать много дел сразу.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И наконец, музыка – наилучший ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ.
Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье;
Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!

Автор статьи — Кирнарская Д.К. доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.
РАЗВИВАЙТЕСЬ С НАМИ!

скачать фонотеку с лечебными произведениями

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.