Старый стиль 1 октября

вторник

Новый стиль 14 октября

Седмица 19-я по Пятидесятнице

Поста нет. Глас 1-й

 Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Ап. от 70-ти Ана́нии (I)

прп. Романа Сладкопевца, диакона (ок. 556)

прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского (1461)

Мч. Домни́на Солунского (IV)  прп. Иоа́нна Кукузе́ля (XIV)

прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790)

Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.)

равноапп. царя Иверского Мириа́на и царицы Иверской На́ны (IV), принявших Крещение со своим народом в IV веке (Груз.)

Собор Молдавских святых

Сщмч. Алекси́я Ставровского, пресвитера (1918)

сщмч. Михаила Вологодского, пресвитера (1920)

сщмчч. Алекса́ндра АгафониковаГео́ргия АрхангельскогоНиколая Кулигина, пресвитеров, мч. Иоа́нна Артемова (1937)

Иконы Божией Матери: Люблинская

Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею)

Касперовская , Гербовецкая

Браиловская , Барская


Евангелие от Луки

Лк.10:38–42,11:27–28

Аверкий (Таушев) архиепископ

«Некая весь», в которую вошел Иисус, по-видимому, Вифания – селение, расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоанн в 11 гл.
Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым подвижным характером, Мария – тихой глубокой чувственностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса и слушала Его.
Видя, как ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне».
Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея». Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека – внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть» ср. напр. Лк. 2:19, 51. К этому отрывку присоединяются еще стихи Лк. 11:27—28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащий слово Божие и хранящие е».
глава 11
Беседа Господа так поразила одну женщину, по преданию Маркелу, прислужницу Марфы (Лк. 10:38, почему этот евангельский отрывок на праздники Богородицы всегда присоединяется к Евангелию о посещении Господом Марфы и Марии и читается, как одно Евангелие), что она не могла удержать своего восторга и всенародно прославила Господа и Его Пречистую Матерь, Которая вместе с названными братиями Его находилась тут же, только вне дома (см. Мф. 12:46). «Блаженно чрево» и т. д., т.е. блаженна та, Которая родила и воспитала такого великого Учителя. Здесь мы видим начало прославления Богоматери, в исполнение Ее собственного предречения: «отныне ублажат Мя вси роди».
Христос ответил, что блаженны и все слышащие Слово Божие и соблюдающие его.

Евр.9:1–7