Старый стиль 28 сентября
суббота
Новый стиль 11 октября
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Прп. Харито́на Исповедника, епископа Иконийского (ок. 350)
прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих
прп. Харито́на Сянжемского, игумена (1509) прп. Иродио́на Илоезе́рского (1541)
прор. Вару́ха (VI в. до Р. Х.)
мчч. Алекса́ндра, Алфе́я, Зоси́мы, Марка пастыря, Ни́кона, Нео́на, Илиодо́ра и прочих (IV)
блгв. кн. Вячесла́ва Чешского (935)
Обре́тение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918)
прмч. Иларио́на (Громова), иеромонаха, прмц. Михаи́лы (Ивановой), схимонахини (1937)
прмц. Татиа́ны Чекмазовой, послушницы (1942)
Евангелие от Луки
Лк.5:17–26
Аверкий (Таушев) архиепископ
1Кор.15:39-45
Феофан Затворник святитель
Что Адам бысть в душу живу, это написано в книге Быт. 2:7, – а что Господь Спаситель бысть в дух животворящ, этого нигде не написано слово в слово так. Посему святой Павел или говорит это от себя, прилагая к сказанному в Писании, без обозначения, где кончилось слово Писания и где началось его собственное: для нас и в таком случае это будет слово Божие; или он совмещает в этом слове смысл многих изречений Писания о грядущем Избавителе, яко преизобильнейшем помазаннике от Духа, – как то: помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости (символ Духа) паче причастник твоих (Пс. 44:8); еще: почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, и проч. (Ис. 11:2-3); также: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя, и проч. (Ис. 61:1). И о рождении Его сказано: Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:35); и во время крещения сошел на Него Дух в виде голубине. Или, как говорит святой Златоуст и все наши, он взял это из события: таким явился Господь, что о Нем надлежало сказать, что Он бысть в дух животворящ. Вот слова святого Златоуста: «Первое (то есть бысть Адам в душу живу) действительно написано, а последнего не написано; как же Апостол сказал: писано есть? – Он вывел это из событий, как и часто делает. Так обыкновенно поступают и пророки; например, пророк сказал, что Иерусалим наречется град истинный (Зах. 8:3); однако он не назывался так. Что же? Неужели пророк сказал неправду? – Нет, он говорит о названии посредством событий. Так же: Христос наречется Эммануил (Ис. 7:14); и однако же он не назывался так; но дела дают Ему это название. Так и здесь».
Но какая мысль у Апостола в сих словах? – Он указывает на два периода бытия человечества, представителями коих служит душевный Адам первый и животворимый Духом Христос – Адам второй. Свойство того и другого периода означает после, а здесь только указывает на представителей, как бы так: бысть Адам в душу живу, – вот тебе человек душевный, и тело душевное, а второй Адам – в дух животворящ, – вот тебе человек, животворимый Духом, и тело духовное. Вникни, что значит тот и другой, и поймешь, что есть тело душевное, и что духовное, и почему в будущем веке уместно быть только телу с последним свойством, то есть духовному. Фотий у Экумения пишет: «Не колеблись, говорит, в вере, что нынешние душевные тела наши тогда соделаются духовными. Имеем уже тому доказательства. Адам имел душевное тело, а Христос имел тело духовное, бывшее приятелищем всей полноты Святого Духа. Это показывает пребывший на Нем голубь. Ибо поколику Иисус Христос есть и познается человеком, Он есть вместилище Духа, хотя Дух с Ним, поколику Он есть и познается Богом, пребывает в едином Божеском существе». То же говорит и святой Златоуст: «Апостол сказал это для того, дабы ты знал, что уже знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей – Адам и будущей – Христос. Так как лучшие блага он поставляет в будущем, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Посему он и говорит: последний Адам в дух животворящ; и в другом месте: оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в нас (Рим. 8:11)».
Настоящую мысль Апостола определенно представить очень трудно. Но очевидно, что, по нему, в лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем самом. Когда явился Господь Иисус Христос, все люди были, по первому Адаму, душевны. Он первый бысть в Дух животворящ. Но Он чрез воскресение и вознесение на небо стал Главою нового человечества, от Него рождаемого. Характеристическая черта сего нового человечества есть духовность, – то, что оно носит в себе Духа Божия; Сей Дух есть залог будущего оживления и тела, которое явится тогда одуховленным. Духовные тела готовятся в области душевного Адама; явятся же в духовной славе в свое время. Надлежит совсем прекратиться сему душевному периоду. Прежде качествовала в человечестве одна душевность; от Христа Спасителя из душевного, благодатию Духа, образуется человечество духовное; во второе Его пришествие душевность престанет, воссияет духовность. Всему свое время!