Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.

Среда.

Мф. 20:1–16(зач. 76).

  • [Зач. 80.] Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
  • и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
  • выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
  • и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.
  • Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.
  • Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?
  • Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.
  • Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
  • И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
  • Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
  • и, получив, стали роптать на хозяина дома
  • и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
  • Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
  • возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;
  • разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
  • Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Толкование Феофилакта Болгарского

Мф.20:1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

Мф.20:2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

Мф.20:3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

Мф.20:4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

Мф.20:5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

Мф.20:6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

Мф.20:7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу́чите.

Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого – около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа – старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в течение дня. В первом часу дня Господь призвал Эноха, Ноя и их современников, в третьем – Авраама, в шестом – Моисея и живших вместе с ним, в девятом – пророков, а в одиннадцатом, под конец веков, – язычников, у которых не было ни одного доброго дела: их «никто не нанимал», то есть ни один пророк не был послан к язычникам.

Мф.20:8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

Мф.20:9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Мф.20:10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

Мф.20:11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

Мф.20:12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Мф.20:13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

Мф.20:14. возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;

Мф.20:15. разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

Мф.20:16. Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных.

Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий – это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества. Более понесли труда жившие до пришествия Христова, так как тогда еще не была разрушена смерть, не был сокрушен дьявол, и был жив грех. Мы же, благодатью Христовой оправдавшись в крещении, получаем силу побеждать своего врага, уже прежде низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию, те, которые в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости. Юноша переносит «тяготу» гнева и зной похоти, а старик спокоен от этого. Тем не менее, все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное, ибо старость и обозначается одиннадцатым часом. Но, согласно притче, не будут ли святые завидовать получившим равные с ними награды? Никоим образом. Здесь показывается только то, что блага, уготованные праведным, так обильны и высоки, что могли бы возбудить зависть.


Тропари, кондаки, молитвы и величания

Предпразднства Преображения Господня

Тропарь предпразднства Преображения Господня, глас 4

Христо́во преображе́ние предусря́щем,/ све́тло торжеству́юще предпра́зднственная, ве́рнии, и возопии́м:/ приспе́ день Боже́ственнаго весе́лия:/ восхо́дит на го́ру Фаво́рскую Влады́ка,// Божества́ Своего́ облиста́ти красоту́.

Кондак предпразднства Преображения Господня, глас 4

Боже́ственным днесь преображе́нием/ челове́ческое все естество́ просиява́ет боже́ственно, в весе́лии зову́щее:// преобразу́ется Христо́с, спаса́яй вся.

В среду, св. Кресту

ТРОПАРЬ В СРЕДУ, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

КОНДАК В СРЕДУ, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Мученице Евдокии Шейковой

Тропарь мученице Евдокии Шейковой, глас 4

Дре́вним подви́жником уподо́билася еси́ и долготерпе́ние многострада́льное стяжа́ла еси́, пло́ть твою́ боле́зньми, посто́м, нището́ю и хо́лодом изнури́вши, блаже́нная ма́ти на́ша, му́ченице Евдоки́е, страда́ния и сме́рть за Христа́ претерпе́ла еси́ и ны́не в го́рнем Иерусали́ме у Престо́ла Бо́жия предстои́ши, помози́ и на́м до конца́ ве́рным Го́споду бы́ти и твои́ми моли́твами спасти́ся.

Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной, глас 4

Ца́рствия ра́ди Небе́снаго ми́р и вся́ я́же в ми́ре оста́вили есте́, тесноту́ соверше́ннаго послуша́ния возлюби́вши, ди́вныя подви́жницы и Христа́ ра́ди му́ченицы в годи́ну лю́тых испыта́ний в земли́ Новгоро́дстей процве́тшия, блаже́нныя ма́тери на́ша Евдоки́е, Да́рие, Да́рие и Мари́е, помяни́те на́с у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы.

Кондак мученице Евдокии Шейковой, глас 8

И́стинныя ве́ры пропове́днице безбоя́зненная, му́ченице ма́ти на́ша Евдоки́е, непреста́нною моли́твою, бде́нием и смире́нием благода́ть Свята́го Ду́ха стяжа́ла еси́ и души́ мно́гия ко Христу́ привела́ еси́, до́блестно страда́ния лю́тая прия́ла еси́, моли́ Ми́лостиваго Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной, глас 8

Житие́м пра́ведным к досто́йному прия́тию му́ченичества себе́ угото́вившия без боя́зни тридне́вная избие́ния и сме́рть претерпе́ли есте́ Неве́сты Христо́вы преди́вныя блаже́нныя Евдоки́е, Да́рие, Да́рие и Мари́е, ны́не мно́гими чудесы́ и исцеле́нии просия́вшия, не оста́вите зе́млю Ру́сскую без покая́ния поги́бнути.

Молитва мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной

О, ди́вныя подви́жницы и засту́пницы на́ша му́ченице Евдоки́е, Да́рие, Да́рие и Мари́е – дре́вних оте́ц подража́тельницы и́стинны, в тесноте́ послуша́ния без разсужде́ния, бде́ния и поста́ изнури́тельнаго пожи́вшия – ны́не к ва́м прибега́ем и, к моще́м ва́шим припа́дающе, мо́лим ва́с: о, страстоте́рпицы святы́я, незло́бивыя а́гницы, свое́ю кро́вию Христа́ ра́ди обагре́нныя и жесто́кими предателями тридне́вно му́чимыя и закланныя; о, прозорливицы, мно́гия души́ от ги́бели ве́чныя исхи́тившия и о страда́ниях пре́жде кончи́ны от Го́спода извеще́нныя, о, исцелительницы и чудотво́рицы не то́кмо в земли́ Нижегоро́дстей, но и во все́й стране́ Росси́йстей просия́вшия, – не оста́вите на́с во греха́х и беззако́ниих поги́бнути, но помози́те в покая́нии и́стиннем житие́ на́ше сконча́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Симону, епископу Уфимскому

Тропарь священномученику Симону, епископу Уфимскому, глас 5

Дне́сь восхваля́ем тя́, Це́ркве Правосла́вныя свети́льниче и земли́ Уфи́мския украше́ние, па́стырю преди́вный и и́стинныя ве́ры пропове́дниче, ревни́телю о бла́ге церко́вном пречу́дный, пострада́в бо ра́ди ве́ры му́жески, высоту́ на́м смиренному́дрия показа́, зри́ши Го́спода в небесе́х светле́йше. Те́м же в вы́шних венце́м сла́вы укра́шен, вся́ лю́ди в Правосла́вии утверди́л еси́, инове́рныя просвеща́я и чу́дную Богома́терь сла́вя, святи́телю о́тче Си́моне, моли́ Христа́ Бо́га о спасе́нии ду́ш на́ших.

Кондак священномученику Симону, епископу Уфимскому, глас 6

Дне́сь, ве́рнии, духо́вно торжеству́юще в пра́зднице святи́теля Си́мона, все́м на́м показа́вшаго пу́ть в небе́сныя оби́тели, по стопа́м Влады́ки Христа́ у́зким путе́м ше́дшаго, все́м притека́ющим к тебе́ в беда́х и ско́рбех ско́рый помо́щниче, те́м же Го́сподеви моли́ся, дарова́ти душа́м на́шим ми́р и ве́лию ми́лость.