Доброе утро братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.

Пятница.

3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сырная – сплошная

Исключается мясная пища. Глас 3-й

Книга пророка Захарии

На 6-м часе: Зах. 8:7–17.

  • Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца;
  • и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.
  • Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма.
  • Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.
  • А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф.
  • Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.
  • И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!
  • Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил,
  • так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!
  • Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.
  • Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.

Книга пророка Захарии

На веч.: Зах. 8:19–23.

  • так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.
  • Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
  • и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.
  • И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
  • Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Я спасу вас, и вы будете благословением», обещает Господь через пророка Захарию (Зах. 8, 7-23). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, «будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде», и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: пойдем к ним помолиться лицу Господню, ибо слышали, что Господь с ними. «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа». Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову, без слова, лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.

Толкование профессора А. П. Лопухина

На 6-м часе: Зах. 8:7–17.

Зах.8:7. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захожде­ния солнца;

Зах.8:8. и при­веду их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

Милосердие Божие прострется не на тех только, которые уже находятся в Иерусалиме, но и на рассеянных по всем странам земли. Они получат возможность возвратиться в Иерусалим из всех стран от востока до запада и будут опять народом Божиим. (Зах.8:7–8) служат пояснением предыдущего: собрание отовсюду рассеянных сынов Израиля увеличит население опустевшего со времени плена Иерусалима, и он будет полон обитателями всех возрастов.

Зах.8:9. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слы­шащие ныне слова сии из уст про­роков, быв­ших при основании дома Го­с­по­да Саваофа, для создания храма.

В успешном окончании начатого предприятия нельзя и сомневаться, потому что проповедь раздается из уст пророков, бывших при основании храма: часть их предречений уже осуществилась; можно вполне надеяться на то, что и все предсказываемое ими не останется без исполнения.

Толкование профессора А. П. Лопухина

На веч.: Зах. 8:19–23.

Зах.8:19. так говорит Го­с­по­дь Саваоф: по­ст четвертого месяца и по­ст пятого, и по­ст седьмого, и по­ст десятого соделает­ся для дома Иудина радостью и веселым торже­с­т­вом; только любите истину и мир.

При изложенных выше условиях, посты должны превратиться для иудеев в торжественные и приятные празднества.

Зах.8:20. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: еще будут при­ходить народы и жители многих городов;

Зах.8:21. и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Го­с­по­да и взыщем Го­с­по­да Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.

Зах.8:22. И будут при­ходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Го­с­по­да Саваофа в Иерусалиме и по­молиться лицу Го­с­по­да.

Зах.8:23. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: будет в те дни, возьмут­ся десять человек из всех раз­ноязычных народов, возьмут­ся за по­лу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слы­шали, что с вами Бог.

Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояния в жизни временной с благочестием, говорит: посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему (Зах.8:12, Ср. Зах.3:10); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных – о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками, при посредстве иудеев, как результат полного обращения их на путь исполнения заповедей. К бывшему некогда в рассеянии и вновь восстановленному в своей стране народу будут стекаться отовсюду представители различных народов, будут звать друг друга жители городов языческих в святой город для молитвы пред Господом. Язычники будут нуждаться в руководстве и посредничестве иудеев – народа близкого к Богу; один иудей будет руководить десятью язычниками. Иегова, как творец всего мира, должен быть Владыкою и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для одного народа израильского, и только через его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются к вступлению в устрояемое Богом Царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. 216–217).


Тропари, кондаки, молитвы и величания