Доброе утро, братья и сестры. Божьей Милости вам и вашим близким.


Старый стиль
7 августа
СУББОТА
Новый стиль

20 августа

Успенский пост

Постный календарь. Глас 8-й

Попразднство Преображения ГосподняПрмч. Доме́тия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его (363); Обре́тение мощей свт. Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского (1832)прп. Анто́ния Оптинского (1865).

Прп. Пи́мена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110); прп. Пи́мена, игумена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); прп. Мерку́рия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах (1239); мчч. Мари́на и Асте́рия (260)прп. Ора Фиваидского (ок. 390); прмц. Пота́мии чудотворицы; прп. Феодо́сия Нового (IX–X); свт. Иерофе́я Венгерского, епископа (X); свт. Стефа́на I, короля Венгрии (1038); прп. Феодо́ры Сихловской (начало XVIII) (Румын.).

Сщмчч. Алекса́ндра ХотовицкогоПетра ТокареваМихаила ПлышевскогоИоа́нна ВоронцаДими́трия Миловидова и Алекси́я Воробьева, пресвитеров, Елисе́я Штольдера, диакона, и прмч. Афана́сия (Егорова), игумена (1937)сщмч. Васи́лия Аменицкого, пресвитера (1938).


Евангелие по Матфею
Мф. 17:24 — 18:4

Мф.17:24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? //*Две драхмы – определенная дань на храм.
Мф.17:25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Мф.17:26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;
Мф.17:27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир*; возьми его и отдай им за Меня и за себя. //*Четыре драхмы.
Глава 18
Мф.18:1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Мф.18:2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Мф.18:3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
Мф.18:4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

.


святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Мф.17:24  Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм ***** и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

Мф.17:25  Он говорит: да.

Богу было угодно, чтобы вместо первенцев еврейских было посвящено Ему колено Левиино. Колено Левиино исчислено было в двадцать две тысячи, первенцев же оказалось двадцать две тысячи семьдесят три человека. Вместо этих первенцев, которые оказались свыше колена Левиина, Бог определил давать священникам дидрахму. Отсюда и возник обычай всем вообще первенцам платить дидрахму, то есть пять сиклей или двести оволов. Но так как и Господь был первенец, то и Он платил эту подать священникам. Стыдясь, может быть, Христа из-за его чудес, не спрашивают Его, но Петра, или делают это скорее с коварною целью, то есть как бы говоря: «Учитель ваш – противник закона; разве захочет Он платить дидрахмы?».

И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

Мф.17:26  Петр говорит Ему; с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;

Как Бог, Он хотя и не слыхал, но знал, о чем они говорили с Петром. Поэтому и предупредил его, говоря: если цари земли не берут подати с своих сыновей, а с чужих, то как Царь Небесный возьмет дидрахму с Меня, Своего Сына? Ибо эта дидрахма, как сказано уже раньше, предназначалась для храма и священников. Итак, если сыновья земных царей свободны, то есть ничего не платят, то тем более Я.

Мф.17:27  но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир ****** ; возьми его, и отдай им за Меня и за себя.

Чтобы, говорит, нас не считали гордыми и склонными к презрению и чтобы мы не соблазняли их, дай подать, ибо Я даю ее не потому, что должен дать, но для того, чтобы исправить их немощь. Отсюда научаемся, что не должно служить соблазном там, где нет вреда для нас. Где есть вред для нас от какого-либо действия, там не должно заботиться о тех, которые неразумно соблазняются. Чтобы показать, что Он есть Бог и владеет морем, Христос посылает Петра добыть статир из рыбы, а вместе с тем мы научаемся и некоторому таинству. Ибо и наша природа – это рыба, погруженная в глубину неверия, но апостольское слово извлекло нас и нашло в наших устах статир, то есть слова Господа и исповедание Христа. Ибо кто исповедует Христа, тот имеет в своих устах статир, состоящий из двух дидрахм. И Христос, как Бог и как человек, имеет два естества. Итак, этот статир, Христос, предан на смерть за людей двух родов – за язычников и иудеев, за праведников и грешников. Если же увидишь какого-либо сребролюбца, ничего не имеющего во рту, кроме серебра и золота, считай, что и он рыба, которая плавает в житейском море. Но если бы нашелся какой-нибудь учитель, подобный Петру, то он уловляет его и извлекает из уст его золото и серебро. Под статиром некоторые разумеют многоценный камень, который находят в Сирии, другие же – четвертую долю златницы

Мф.18:1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

Так как они видели, что Петр был почтен Христом (он же почтен тем, что получил повеление дать статир за Христа и за самого себя), то поэтому испытали нечто человеческое и, снедаемые завистью, подходят стороною, спрашивая Господа: «кто больше?».

Мф.18:2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

Мф.18:3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

Мф.18:4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.

Аминь.