Школа Звонарского Искусства

//Школа Звонарского Искусства
Школа Звонарского Искусства 2019-04-29T21:52:20+00:00
ALT

Школа Звонарского Искусства «Парусия»

 в честь Иоанна Милостивого Патриарха Александрийского, при Приходе Храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке, г. Санкт-Петербург

  • Оглавление

  • Молитва перед звоном

  • История колоколов

  • Класификация колоков

  • Производсто колоколов

  • Архитектура

  • Акустика

  • Богослужебные звоны

  • Традиции колокольных звонов

  • Устав колокольного звона

  • Памятка Звоноря

  • Чин поставления звонаря

Приди, ты немощный,
Приди, ты радостный
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест взывающий,
В полях разносится

ALT
Приди, ты немощный, Приди, ты радостный Звонят ко всенощной, К молитве благостной И звон смиряющий Всем в душу просится, Окрест взывающий, В полях разносится

1. Молитва перед звоном

Благовествуй земле радость велию,
Хвалите небеса Божию славу.
Господи, гласом звона сего священного,
Всякое стремление к ленности от сердца моего отжени.
И спешно мя на молитву и всякое дело благое,
Силою своею сотвори.
Аминь.

2. История колоколов

Святитель Павлин Милостивый.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.). В период управления своей епархией в 4-5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

alt

Царь-колокол.

В 1600 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол весом 2450 пудов (разбился при пожаре), в 1652 году мастер Емельян Данилов из него переливает Царь-колокол весом 8000 пудов (130 тонн) (разбился в 1654 году в процессе чистки), в 1655 году мастер Александр Григорьев из него переливает Царь-колокол весом 10000 пудов (160 тонн) (разбился при пожаре 1701 года), в 1735 году из него перелит Царь-колокол весом 12000 пудов (200 тонн). Отливку последнего начал Иван Моторин, а после смерти закончил сын – Михаил. Последний Царь-колокол ни разу не звонил и погиб при очередном пожаре, случившемся в Москве в 1737 году во время процесса чистки, от него откололся большой кусок весом около 11 тонн. Гибель последнего колокола связывают с падением его в литейную яму и попытками потушить холодной водой упавшие на него деревянные конструкции, что повлекло образование трещин и раскола из-за перепада температур. И лишь в период правления Николая I в 1836 году он был водружен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого.

Самые большие колокола разных традиций.

Восточная традиция. Самый большой отлитый – Великий колокол царя Dhammazedi — 297 тонн (1484-1487, Бирма, Янгон), затонул в 1608 году. Самый большой используемый – Колокол Счастья – 116 тонн (2000, Китай, Хэнань) – он же самый большой действующий колокол в мире.
Западноевропейская традиция. Самый большой церковный колокол – 24 тонны (1923, Германия, Кельн). Самый большой раскачивающийся колокол – 36 тонн 250 кг (2006, Япония, Готенба).
Русская традиция. Самый большой отлитый колокол «Царь-колокол» – 203 тонны (1737 г., Москва), разбит при пожаре, установлен в Московском Кремле. Самый большой используемый колокол — «Царский» – 72 тонны (2003, Сергиев-Посад).

Первое упоминание о колоколах на Руси.

Первое упоминание в русских летописях о использовании колоколов — 1066 год, эти колокола пришли из Западной Европы и раскачивались при помощи очепа. Первые колокола на Руси производились иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров.

3. Класификация колоколов

Поддужные колокола, особенности строения и звона.

Поддужный колокольчик берет свое название от места размещения – под дугой у лошадей. Построение профиля самое простое – толщина стенки его тела на всем протяжении одинаковая. Громкость и красота звучания поддужного колокольчика редко брались во внимание. Основная функция – оповещение о приближающейся повозке в пределах небольшого пространства. В церковном звоне не используются.

Корабельные рынды, особенности строения и звона.

Корабельная рында – судовой колокол. Это сигнальный инструмент с резким и громким звуком (от 70 до 100 Дб), профиль проектируется по ГОСТу. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени, также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах. На теле рынды размещается надпись с названием корабля.

Восточная традиция звона. Особенности.

Восточная традиция – самая древняя традиция. Широко распространена на территории Китая и в соседних странах. Колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Принцип звона – мерные удары в колокол мягкими (напр., деревянными) звукоизвлекателями, в большие колокола ударяли горизонтально подвешенным на веревках (или цепях) бревном. Такие колокола имеют медитативное звучание.

Западноевропейская традиция. Особенности.

Западноевропейская традиция – раскачивание колокола целиком вокруг своей оси, при этом язык ударяется в оба края колокола произвольно. Такой звон используется преимущественно в католической церкви. В звоне одновременно участвует один или несколько колоколов (обычно среднего или большого размера), при этом получается неритмический звон.

Русская традиция звона. Особенности, география.

Русская традиция – в современном понимании с XVI века представляет собой так называемый «язычный» принцип звона, при этом один звонарь сразу управляет несколькими колоколами с помощью привязанных к языкам веревочек, задействуя обе руки и ногу. Основа русской традиции – ритмический звон с присущим ему темпом и характером.

Что такое карильон?

Особенности звона, география.Карильон – музыкальный инструмент из колоколов, подточенных в определенную ноту, диапазоном в несколько октав. Погрешность при настройке колокола «в ноту» составляет порядка 3-х центов (100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя), что человеческому уху не слышно. На карильоне играют вручную посредством специальной клавиатуры; управление похоже на орган.

Очепной звон. Особенности звона, география.

При «очепном звоне» к маточнику колокола прикрепляется специальный шест – очеп, к противоположному концу его прикрепляется веревка, которой звонарь управляет всем колоколом находясь на земле. Единственной сохранившейся поныне колокольней с очепным звоном является колокольня Псково-Печерского монастыря, остальные колокольни постепенно перешли на классическую схему развески.

Право герба. Какие заводы имели эту награду?

«Право герба» — высшая награда для колокололитейщиков до революции. Эта награда давала право изображать на своих колоколах государственный герб. Среди колокольных предприятий три Российских герба имел только московский завод П.Н. Финляндского, два герба – завод Оловянишниковых в Ярославле, и по одному гербу – еще несколько заводов.

Била и клепала.

На Русь вместе с православной верой из Византии пришли отнюдь не колокола, как принято считать, а деревянные била. В Византии колокола появились еще в IX веке, но не получили должного распространения, поэтому на всей территории империи преимущественно использовались именно била. Било – деревянная доска, по которой ударяют деревянным молотком. Било всегда одно и не используется одновременно с колоколами. Различают малое било (ручное) и било великое (подвешивается у храма). Клепало – металлическая полоса изогнутой формы, по которой ударяют металлическим молотком. Клепало всегда одно и не используется одновременно с колоколами. Не стоит путать металлические клепала и деревянные била с современными «плоскими колоколами», которые часто по ошибке называют «била».

Революции и войны.

Колокола всегда были голосом Церкви, поэтому многие революции начинались с разрушения храмов и уничтожения колоколов. Во время Великой французской революции (1789-1804 гг.) были уничтожены почти все колокола, часть перелита на монеты, а часть – на пушки. В Испании во время секуляризации большое количество колоколов было продано в Англию. В России после 1917 года также началось уничтожение колоколов. В 20-30-е годы XX века были уничтожены порядка 70% колоколов, продан в Гарвардский Университет (США) Даниловский набор колоколов. Использование металла колоколов для военных целей не было редкостью и раньше. Например, Петр I повелел четверть всех колоколов отдать государству. В годы первой мировой войны для военных нужд было уничтожено почти 70 тысяч колоколов. После окончания военных действий из пушек, с добавлением металла отливались новые колокола.

4. Производство колоков

Что такое опока?

Опока (кожух) – металлическое приспособление, служащее для удержания формовочной смеси. После этого фальш-колокол накрывается опокой и свободное пространство между колоколом и опокой заполняется формовочной смесью, после снятия опоки вся обнарядка переносится в зеркальном отражении на формовочной смеси, а воск выплавляется при помощи открытого огня.

Методы формовки колоколов.

Старинные и современные способы формовки можно разделить на несколько групп:
1. Литье в керамику. Воздушная сушка. Самая качественная, быстрая и дорогая из применяемых технологий формовки, т.н. «шоу-процесс».
2. Литье в гипсовые формы. Необходима принудительная сушка в сушильном шкафу. Качество уступает керамическим формам.
3. Литье в глиняные формы.Самая долгая и грубая формовка из применяемых.
Формовка происходит в несколько слоев глины (в зависимости от размера колокола и толщины). Каждый слой укрепляется проволокой или соломой и должен просохнуть некоторое время.
Нестандартные технологии применяются реже:
4. Литье «в землю». Технология новая (не надо путать с литьем в землю в дореволюционное время, когда вместо металлических опок с ребрами жесткости керамическую форму просто зарывали в землю). Данная технология основывается на использовании многоразовых разборных ящиков с формовочной смесью из глины, песка и других. Поверхность после заливки грубая, делать надписи и изображения на колоколе очень трудно из-за непрочности смеси. Во время заливки формовочная смесь может осыпаться, образуя различные дефекты в виде раковин (пустот), пузырьков и микротрещин.
5. Литье в графитовые или металлические разборные формы (кокиль). Такая технология из-за высокой стоимости самих форм практически не применяется. Пока она используется только для отливки небольших колоколов (до 150 кг) и не дает возможность наносить орнаменты, надписи и иконы. В качестве экспериментов при заливке металла в кокиль возможно использование вакуума или давления, что сильно удорожает процесс производства.

Что такое «фальш-колокол»?

Фальш-колокол – «наряженная» модель, повторяющая все художественное оформление колокола. Узоры, орнаменты, иконы и уши изготавливаются из воска и прикрепляются на внешнюю модель, образуя точное повторение будущего колокола.

Основные этапы изготовления колоколов.

Разработка профиля колокола (математические расчеты), обнарядка (изготовление и нанесение на «фальш-колокол» элементов декора из воска), формовка (подготовка изготовленных форм для заливки), приготовление металла и заливка, обработка колоколов после литья, изготовление языка колокола.

Приготовление металла. Виды печей.

Приготовление колокольной бронзы (температура плавления 880°C) происходит в печах или тиглях. Сперва в печь закладывается более тугоплавкая медь (1084°C), а перед самой заливкой колокола закидывают олово (232°C), чтобы оно не успело выгореть, в расплав опускают длинный еловый шест, который, обугливаясь, выделяет газы, перемешивающие бронзу.
Тигельная печь – это ковш, предназначенный для плавки металла весом не более 200-300 кг. При помощи подъемных механизмов его можно легко переносить по цеху к формам для заливки и разогревать любым топливом.
Пламенная печь может быть спроектирована для расплавки любого количества металла, в качестве топлива в таких печах используются горючие вещества, дающие длинное пламя (газ, мазут, дрова и т.п.).
Электродуговые и индукционные печи практически не используются, в связи с их дороговизной и малой производительностью (обычно, не более 5 тонн).
Основным материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова с колебанием 2% . Это соотношение является компромиссом между прочностью колокола и его звучанием. Избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более приятным звучанием, а малое количество олова дает противоположные результаты.

Обработка колокола после остывания.

После остывания металла колокол осторожно освобождают от внутреннего стержня (болвана) и опоки, отчищают от формовочной смеси различными приспособлениями, а также срезается прибыль (излишек металла, образующийся при заливке колокола и выступающий над маточником). В дальнейшем поверхность колокола подвергается пескоструйной обработке (песком под большим давлением), что придает ей матовость, а также полируются отдельные части колокола.

Изготовление языков.

Язык должен быть изготовлен из мягкой стали (например, стали марок Ст. 3 — Ст. 5) и определенного веса в зависимости от размера колокола. При слишком легком языке звон колокола будет неполнозвучным, а слишком тяжелый язык может расколоть колокол. Для колоколов до 50 пудов вес языка рассчитывается как 1/20-1/25 от веса колокола, от 50 до 300 пудов – как 1/25 – 1/30 и для более 300 пудов – как 1/30 – 1/40. Форма языка должна быть приближенной к маятнику: тонкая конусообразная ось с шаровидным (лучше бочкообразным) утолщением в нижней части. Язык должен бить точно в ударное кольцо колокола, если язык подвешен выше, то он не извлекает всех обертонов, а если ниже – возможен раскол колокола.

5. Архитектура

Что такое «звонница». Особенности размещения колоколов.

Звонница – широко распространенное в XIV—XVII веках сооружение для подвески колоколов, представляющая собой стенообразную, в один или несколько пролетов постройку. Часто имело в своем плане вытянутый прямоугольник. Сооружения такого типа преобладали в первую очередь в Псково-Новгородских землях.

Что такое «колокольня». Особенности размещения колоколов.

Колокольня – башня, состоящая из нескольких ярусов. С XVII века широко распространилась как основное колокольное сооружение, различаясь размерами, количеством ярусов и формой (круглые, четырех- и восьмигранные или комбинированные). Однако, если колоколов много и они расположены на нескольких ярусах, то возникают проблемы со слаженностью звона.

Что такое храм «иже под колоколы». Особенности звона.

Первыми каменными сооружениями, являлись так называемые церкви «иже под колоколы». При такой постройке колокольный набор размещался непосредственно над самим храмом, чаще всего звон на таких сооружениях осуществлялся при помощи очепа. Самой древней из сохранившихся церквей «иже под колоколы» является Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, сооруженная в 1476 году с очепной системой. После восстановления звона в XX веке было принято решение отказаться от очепов в пользу классической системы развески, при этом звонарь поднимается к колоколам по сооруженной с внешней стороны здания лестнице.

Архитектура первых колокольных построек.

Первыми колокольными сооружениями можно считать простейшие деревянные постройки с перекладиной в виде буквы П, Т или Г, которые размещались на земле недалеко от храма, позже, при появлении большого количества колоколов, сооружался помост с навесом.

Размещение колоколов на колокольне.

Вес колокольного набора должен быть рассчитан на конструкцию колокольни. Основная часть колоколов размещается в арках (окнах) при помощи металлических хомутов на балках, что придает значительно меньшую амплитуду при раскачивании колокола, при этом колокол не должен быть закреплен «намертво». Благовестник размещают на центральной крестовине.
На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе.

Классическая схема и система управления звоном.

При классической схеме развески колоколов устанавливается «система управления звоном», которая находится на помосте звонаря, на нем размещаются педали (для благовестников) и столбик (для подзвонных колоколов). Помост устанавливается в проеме с зазвонными колоколами таким образом, чтобы его пол был на расстоянии 1,8 – 2 м от нижнего края балки с зазвонными колоколами. Его габариты выбираются из конкретных размеров оконных проемов (обычно на всю ширину окна), помост имеет лестницу и перила, обеспечивающие безопасность звонаря.
На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе.

Что такое кампанила и беффруа? Особенности размещения колоколов.

Беффруа и кампанилла – типы европейских колоколонесущих сооружений.
Беффруа́ (от фр. Beffroi — вечевая башня) первоначально служили сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. Такая башня была символом свободы города. Постепенно в помещении башен стали размещать зал заседаний городского совета, место для хранения казны, документов, печати, торговые помещения. Так как внутри башен для всего этого не хватало места, то у подножия беффруа стали пристраивать специальное здание. Таким образом, постепенно беффруа превратилось в ратушу.
Кампанила (от итал., campanile – «колокольня») – квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило, отдельно стоящая от храма, прообразом таких колоколен послужили средневековые городские башни. Наиболее известной кампанилой является круглая Пизанская башня.

6. Акустика

Формула Хладни, колебания толщины и диаметра.

Расчет профиля производится по модульному методу, т.е. за единицу измерения берется не метрическая единица (метр, сантиметр), а определенный отрезок, чаще всего максимальная толщина в ударном кольце. Формулу подобия колоколов в конце XVIII века вывел австрийский ученый Хладни:
F~T/D²√E/p
где: F – частота, T – толщина, D – диаметр колокола, Е – модуль упругости и P – плотность металла.

Что такое «основной тон» и когда он звучит?

Основной тон – нота колокола, звук во время удара. Основной тон колокола возникает как воздействие колебаний толщины ударного кольца на колебания диаметра колокола, при этом колебания толщины постепенно затухают, и остается только унтертон – низкое послезвучие.

Основные элементы колокола. Показать на колоколе.
Выделяют основные элементы колокола: корона (уши, маточник), сковорода, плечо, тулово, язык, ударное кольцо и закладное кольцо, язык.

alt

Размещение колоколов на колокольне.

Вес колокольного набора должен быть рассчитан на конструкцию колокольни. Основная часть колоколов размещается в арках (окнах) при помощи металлических хомутов на балках, что придает значительно меньшую амплитуду при раскачивании колокола, при этом колокол не должен быть закреплен «намертво». Благовестник размещают на центральной крестовине.
На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе.

Группы колоколов в русской традиции звона.

Колокола в русской звоннице, делят на 3 группы – зазвонные (маленькие), подзвонные (средние) и благовестники (большие), при этом один звонарь может управлять всеми колоколами при помощи системы управления звоном. Зазвонных колоколов в звоннице может быть 2, 3 или 4. Управляются правой рукой звонаря. Подзвонные колокола прикрепляются при помощи струн к столбику по левую руку звонаря и, соответственно, ей же и управляются. Благовестники управляются правой ногой звонаря при помощи педали (педалей), что традиционно для классической схемы развески колоколов.

Распространение звука колоколов на расстоянии.

Большие колокола (благовестники) подвешивают в центре яруса, т.к. редкие колебания (низкие ноты) легче огибают препятствия (колокола в проемах и прочее). Зазвонные и подзвонные колокола развешивают в проемах для того, чтобы их звук лучше разносился с колокольни. На расстоянии звук колоколов постепенно затухает. Большие колокола можно услышать далеко, малые – уже не слышно за 400-500 метров.

7.Богослужебный звоны

Существует несколько видов звона:

Благовест — одиночные удары в большой колокол.

В слове «благовест» ударение ставится на первый слог! «Благовест» — это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется — благовестником!

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.

Перезвон — поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

После таинства Венчания (при выходе из храма молодоженов) совершается трезвон.
После обряда отпевания (при выходе процессии из храма) совершается перебор от маленького колокола до большого с последующим ударом «во вся», по отъезде процессии – краткий трезвон.

Звон на Успение. На вечернем богослужении звоны как обычно, добавляются звоны на вынос Плащаницы и на Чин погребения Плащаницы. Во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон, по положении Плащаницы в центре храма – трезвон. Во время Чина погребения Плащаницы совершается крестный ход, на крестный ход – перезвон, по поставлении Плащаницы – трезвон.

Звон на Крещение. На Литургии звоны как обычно, добавляется звон во время Великого освящения воды. Во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

Звоны недельного круга богослужений.

Вечер будних дней — Вечерня и Утреня. Перед службой — благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. После службы – трезвон.

Утро — Литургия. Перед Литургией — благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. На Евхаристический канон (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек). По окончании Литургии – трезвон.

Вечер субботы (накануне воскресного дня) — Всенощное бдение. К Вечерне – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. Перед Утреней (до Шестопсалмия) – трезвон. Звон к Евангелию (до чтения Евангелия) – трезвон. После службы – трезвон.

Что такое «благовест» и когда он исполняется?

Благовест – мерные удары в большой колокол. Благовест звучит перед службой, во время Евхаристического канона и в будние дни Великого поста.

Благовест

   Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

Благовест «…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней … Он, собственно, уже есть Богослужение» — говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники — в праздничный колокол перед воскресными службами — в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. «Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания» (Типикон, гл. 1).

Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. «Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю» (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

Трезвон

   Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы — Вечерня, Утреня и Литургия.

Перед Вечерней совершается трезвон в один приём.

Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма.

Перед Литургией — в три.

Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои».

О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49) Красными в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Думается, не будет грубой ошибкой считать, что «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования.

Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

Перезвон

   Перезвоном принято называть последовательные удары в колокола. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон в большие колокола совершался в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы.

Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ — вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном

Перебор

   Перебор — погребальный звон. Несмотря на свою простоту, имеет определенные разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

При погребении «мирских человек» вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце каждого «круга» перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

Звоны воскресные. Всенощное бдение

   Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, производит благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Благовест совершается в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста — трезвон в один приём. Во второй главе Типикона об этом сказано: «По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны».

Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря, два трезвона через небольшой промежуток времени, что означает начало Утрени и символически знаменует наступление нового времени в жизни человечества, Утро жизни вечной. «По чтении же великом святых апостол, исходит параекклесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны». (Типикон, гл. 2.)

При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени.

Звон к Евангелию — это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на «славу» антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. Предназначение этого звона — прославить Спасителя. «Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы». (Типикон, гл. 2.)

Для православных, находящихся в этот момент вне храма — это знак, что сейчас в церкви будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» — возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить.

Звон «На Честнейшую» именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение «Величит душа моя Господа», в припеве которого поют: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна — она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия. Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения.

Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола, в зависимости от статуса предстоящего молебна, и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол.

В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае, указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей по окончании службы совершать трезвон.

Звоны Воскресные. Литургия

   К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приема.

К ранней Литургии совершают благовест не в тяжелый, а в средний колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.

Звон к «Достойно…» содержит 12 ударов в праздничный колокол по числу апостолов, присутствующих на Тайной Вечери Господней. Он производится во время произнесения священником евхаристических молитв и помогает верующим обратить свои сердца к Богу.

«Горе имеем сердца!» — возглашает священник. «Имамы ко Господу» — отвечает лик предстоящих. Священник: «Благодарим Господа!». Хор: «Достойно и праведно есть». С этого момента начинают удары в большой колокол. Здесь, как и на Всенощной, желательно равномерно распределить удары на время пения и закончить звон к концу прочтения евхаристических молитв, то есть к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней».

По окончании Воскресной Литургии звонов, как и на Всенощной, совершать Уставом не указано.

Указом Св. Синода от 29 марта 1886 г. предписано, чтобы по воскресным и праздничным дням во всех приходских церквах Вечерня отправлялась по уставу со звоном в большой колокол. Трезвон к этой службе должен быть без большого колокола (Типикон, Храм. гл. 1). Это значит, что в воскресенье вечером благовестят в праздничный колокол, но трезвонят без него. Звоны великого поста.

8.Традиции колокольных звонов

Традиция Новодевичьего монастыря.

Звон Новодевичьего монастыря можно разделить на 2 части – затравку и сам звон. Затравка начинается с 1 малого зазвонного колокола, к которому с каждым следующим тактом постепенно добавляются следующие по размеру колокола, в завершении затравки звучит удар «во вся» с благовестником. Сам звон начинается с благовестником, который отбивает равные доли, в одном такте используется только 1 подзвонный колокол, а малые зазвонные колокола отбивают звон в московской традиции.

Ростовская традиция звона.

Звон в Ростовской традиции медленный, при этом используются только 2 тяжелых зазвонных колокола. Подзвонные звучат аккордами по 2 колокола (4 и 5 вместе, 5 и 6 вместе). Благовестник на протяжении всего звона отбивает равные доли.

Лаврская манера звона.

В Лаврской манере звона используются вращательные движения на зазвонных колоколах, на малых и средних колоколах используются синкопы, зазвонные отбивают следующий ритмический рисунок: там-таратам-там-таратам-там. Темп звона быстрый. Благовестник на протяжении всего звона отбивает равные доли.

Московская традиция звона.

Звоны в Московской традиции – быстрые. На малых и средних колоколах используются сложные рисунки. Зазвонные колокола отбивают следующий ритмический рисунок: там-таратам-таратам-таратаратаратам (пропуски верхних ударов). Благовестник на протяжении всего звона отбивает равные доли.

Ярославская манера звона.

Ярославские звоны – размеренные. В Ярославской манере звона большое внимание уделяется подзвонным колоколам. Во время пауз на зазвонных колоколах подзвонные колокола исполняется следующий рисунок: 1(пауза)1213. На зазвонных трель, благовестник отбивает равные доли.

Звон в двои.

Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

Архангельские куранты.

Рисунок: 123-124-123432532…, в завершении звучит удар «во вся» с благовестником.

9. Устав колокольного звона

УСТАВНЫЕ ЗВОНЫ

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

СПИСОК ЗВОНОВ

Звоны будничные.
Звоны полиелейные и воскресные.
Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.
Звоны Великого поста.
Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.
Звоны на Пасху и в Светлую седмицу.
Нерядовые звоны годичного круга.
Встреча архиерея.
Звоны на венчание.
Звоны на отпевание.

Звоны будничные.

Вечерня и Утреня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.
По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с будничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.
На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.
По окончании: во время целования Креста — трезвон с будничным колоколом.

Звоны полиелейные и воскресные.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест         (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона  (от  «Достойно  и  праведно  есть…»  до  «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколов.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона  (от  «Достойно  и  праведно  есть…» до  «Изрядно  о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с праздничным колоколом.

Звоны в Великий пост.

Утреннее богослужение будних дней:

Перед Третьим часом – 3 удара в постовой колокол.

Перед Шестым часом – 6 ударов в постовой колокол.

Перед Девятым часом – 9 ударов в постовой колокол.

Перед Вечерней (если совершается Литургия Преждеосвященных Даров) – звон «в двои».

По окончании: звона нет.

Вечернее богослужение будних дней:

Пред Великим повечерием: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постовой колокол.

По окончании: звона нет.

Литургия Иоанна Златоуста:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест        (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон      с воскресным колоколом.

Литургия Василия Великого:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.

Сырная седмица:

В среду и пятницу – звоны по великопостному чину – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

Прощенное воскресенье:

К Вечерне: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

Вынос Креста:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест           (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом

Вынос Креста: во время Креста – перезвон, по положении Креста в середине храма –  трезвон с постовым колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Великий Четверг:

Перед Утреней: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Перед чтениями Евангелий: удары в воскресный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением — 1 удар, перед 2-м — 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий — краткий трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Великий Пяток:

К   Царским   Часам:   благовест  (40   ударов,  из  них первые  3  долгих) в воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий» с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Вынос Плащаницы:

Перед Вечерней: за 5 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Спасителя – перезвон, по положении Плащаницы в середине храма – трезвон с воскресным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон, по положении Плащаницы – трезвон с воскресным колоколом.

Звоны на Пасху и в Светлую седмицу

Пасхальная Литургия:

Полунощница: во время Полунощницы — редкий благовест в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – перезвон.

После Пасхального начала: во время вхождения хода в Храм – трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная Вечерня Светолой Седмицы:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия Светлой Седмицы:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40   ударов,   из   них   первые   3   долгих)  в   праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – трезвон с праздничным колоколом, во время остановок трезвон прекращается.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Нерядовые звоны годичного круга.

Богоявление Господне:

На Всенощном Бдении – звоны двунадесятого праздника.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест  (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Освящение воды: во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Звон на Воздвижение Креста Господня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Креста: во время Креста – перезвон, по положении Креста в центре храма –  трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

Успение Пресвятой Богородицы:

Перед Вечерней: за 10 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон, по положении Плащаницы в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон, по поставлении Плащаницы – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

 Встреча архиерея.

Перед прибытием архиерея – редкий благовест (с промежутком 20-25 сек) в благовестник соответствующий знаку богослужения.

При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения до входа архиерея в храм (дом причта).

При отъезде архиереятрезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения.

Звоны на венчании.

После таинства Венчания: при выходе из храма молодоженов совершается трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

Звоны на отпевание.

После обряда отпевания: при выходе процессии из храма совершается перебор от маленького колокола до большого с последующим ударом «во вся», по отъезде процессии – краткий трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

10. Памятка для звонаря

На колокольне необходимо помолиться перед звоном и по окончании звонов.

Разновидности звонов.

Благовест — одиночные удары в большой колокол. (Благовест «…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней … Он, собственно, уже есть Богослужение» — говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается: в великие праздники — в праздничный колокол перед воскресными службами — в воскресный колокол.)

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов и выражает христианскую радость и торжество. При исполнении отдельно трезвона обычно имеется три отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Основная часть трезвона (собственно звон) может осуществляться в один, два или три приёма.
Двузвон — краткий трезвон в два приёма через небольшую паузу.

Перебор (погребальный звон для мирян ) — по одному медленному удару, пока звук от предыдущего удара не прекратится, в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». При внесении гроба во храм для отпевания- краткий трезвон. А при выносе гроба из храма- перебор и краткий трезвон.
При отпевании, обнесении гроба с телом вокруг храм и погребении священнослужителей каждая серия перебора начинается с 12-ти ударов в самый большой колокол, а в остальном совершается такой же порядок звона перебор, как и для мирян.

Перезвон – печально-торжественный звон, поочерёдные удары (по одному удару в каждый колокол) от большого к малым колоколам , с ударом «во вся» только в конце перезвона.
Перезвон совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.
Перезвон осуществляется более быстрыми и равномерными ударами чем перебор-погребальный звон для грешных и смертных людей.
Водосвятный перезвон (а так же во время Крестного хода при Великом освящении воды) – частые удары от большого к малым колоколам, по 7 ударов в каждый колокол. При троекратном погружении креста в воду соверщается трезвон в три или один приём.

Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с поочерёдным ударом в оба колокола.

Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):

Перед службой (к Вечерне): за 10-15 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первых 3 долгих), затем трезвон ( возможно в три приёма).
Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон в два приёма, те есть – двузвон и выражает радость Рождества Христова.
Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон в один приём.
Звон на «Честнейшую херувим»: от возгласа «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектении – благовест 9 медленных ударов (с промежутком 15-20 секунд)

Звон на Литургию (утро):

Перед службой (к Литургии): за 10-15 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первых 3 долгих), затем трезвон ( возможно в три приёма).
Звон к Евангелию: во время «Аллилуария» до возгласа священника: «Вонмем» перед чтением Евангелия – трезвон в один приём.
На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей Пречистой Преблагословенной Владычице нашей Богородице…») благовест — 12 медленных (с промежутком 15-20 секунд) и трезвон в один приём (30-40 секунд) только по благословению настоятеля!!!.
По окончании Литургии: трезвон (во время целования Креста).

Звон к Царским часам в навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления Господня:

благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол и трезвон в один приём.

На утрене в день Воздвижения Креста Господня, в неделю Крестопоклонную и 1(14) августа в день Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня:

перед выносом Креста из алтаря во время пения Великого Славословия совершается перезвон (по три-пять ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Креста на аналое – трезвон в один или три приёма. В случае проведения Крестного хода на всём его протяжении совершается такой же перезвон.

На утрене в день Успения Пресвятой Богородицы :

перед выносом Её Плащаницы из алтаря совершается перезвон (по одному или по три-пять ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Плащаницы на середину храма – трезвон в один или три приёма.

На Всенощном бдении при погребении Плащаницы Пресвятой Богородицы:

по окончании пения Великого Славословия и начала Крестного хода с Плащаницей вокруг храма совершается перезвон (по одному или по три-пять ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), а при вхождении Крестного хода в храм до положения Плащаницы на середину храма – трезвон в один приём.

Порядок совершения звонов
во дни Великого Поста

Сырная седмица.

В среду и пятницу Сырной седмицы Литургия не совершается и звучит только благовест (40 ударов) в постный колокол, по окончании службы — звона нет. На это в Типиконе указывается в 49-ой главе «На часех в кампан не ударяем».

В прощеное воскресенье: к Вечерне – благовест в воскресный колокол (ради Великого прокимна), после чина прощения – звона нет.

1 седмица Великого поста. Торжество Православия

С понедельника по четверг включительно: звон перед Повечерием (с чтением Великого Покоянного Канона) – благовест (40 раз)
Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный).
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье к Вечерне – благовест в Воскресный колокол (ради Великого прокимна).

2 седмица Великого поста. Григория Паламы

Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

3 седмица Великого поста. Неделя Крестопоклонная

Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам –«часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон.
В субботний день  Звоны обычные. В конце Всенощного бдения, во время пения Великого Славословия, при выносе Креста, совершается перезвон (по три-пять  ударов в каждый колокол от большого к малым колоколам или как скажет настоятель), по положении Креста на аналое – трезвон в один или три приёма.
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные
В воскресенье к Пассии — благовест(12 раз)  в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

4 седмица Великого поста. Иоанна Лествичника.

Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

5 седмица Великого поста. Марии Египетской.Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
Среда вечер – вечером читается Покаянный Канон (Мариино стояние). К вечерне – благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов. В Типиконе указывается: «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни»
Пятница вечер – Суббота Акафиста Пресвятой Богородице. К вечерне – благовест (40 раз), трезвон без больших колоколов.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Пассии — благовест (12 раз) в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

6 седмица Великого поста.

Среда и пятница – Литургия Преждеосвященных Даров (к часам – «часят»,

перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои).
В пятницу вечером перед службой – благовест (40 раз) и трезвон, по окончании – трезвон.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста (звон обычный), вечером – всенощное бдение (звон обычный)
В воскресенье – Литургия Василия Великого – звоны обычные.
В воскресенье к Вечерне — благовест в воскресный колокол (ради Великого прокимна).

7 седмица Великого поста. Страстная седмица.

Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда –перед началом богослужений благовест в «постный» колокол – к часам  «часят», перед Литургией Преждеосвященных Даров – звон в двои.
Великая Среда вечер – К Повечерию Великого Четверга – благовест (40 ударов)
Великий Четверг – Литургия Василия Великого —благовест перед службой (40 ударов) и трезвон.
Великий Четверг вечер. К Утрене – благовест (40 ударов), а во время чтения Евангелия – удары в благовест (перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т.д.), по окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон).
Великий Пяток (утро) – Царские часы. Перед часами — звонят благовест (40 ударов) в воскресный колокол, затем «звон в двои, един долгий». Во время часов не «часят». Литургии нет.
Великий Пяток (день) – Вынос Плащаницы. Перед Вечерней – благовест (40 ударов). Во время выноса Плащаницы – перезвон (по 1, 3, 5 или 7 ударам в каждый колокол) от большого к малым колоколам. По поставлении Плащаницы в середине храма — краткий трезвон.
Великий Пяток (вечер) – Чин погребения Плащаницы. К Утрене – благовест (40 ударов). Во время Крестного хода — перезвон от большого к малым колоколам. По входе в Крестного храм и положении Плащаницы на середину храма – краткий трезвон.
Великая Суббота – Литургия Василия Великого. ЗВОНА НЕТ. По установившейся традиции, не принято совершать звоны от чина погребения до Пасхальной Полунощницы.

Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа.

К Полунощнице – благовест (40 ударов редкими ударами – примерно 5 минут).

К началу Крестного хода – «радостный», Пасхальный трезвон (во все колокола).

Перед Пасхальным началом (в тот момент, когда Крестный ход станет у западных дверей храма) трезвон прекращается.
По совершении Пасхального начала (во время вхождения Крестного хода в Храм) трезвон возобновляется.
Перед Литургией – благовест и  трезвон в три приема. На Литургии во время чтения Евангелий совершается торжественный перезвон по семь ударов (если не Кириопасха).
Во время Евхаристического канона — 12 ударов в колокол (и трезвон 30-40 секунд, если благословит настоятель !!!)
 По окончании Литургии — Пасхальный трезвон (во все колокола).

11 .Чин поставления звонаря

Благословен Бог наш: Царю небесный.
Трисвятое по Отче наш:
Господи, помилуй (12 раз)
. Приидите, поклонимся: Псалом 150
: Хвалите Бога во святых Его
: Аллилуиа: (трижды).
Господу помолимся. Господи, помилуй.

Молитва

Господи, Боже наш, Царю веков и Творче всех, времена и лета сотворивый и круг праздников уставивый. Призри на раба Твоего сего имярек (рабу Твою сию имярек) и благослови его (ю) к чину звонарей Церкве Твоея присоединенным быти, даруй ему (ей) благодать Пресвятаго Твоего Духа, страстей очищение и здравие телесное, во еже имети ему (ей) по вся дни попечение безпорочное о послушании церковнем и прияти мзду вернаго раба Твоего (верныя рабы Твоея) милостию и щедротамЕдинороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Курс обучения в школе колокольного звона «Парусия» проводит звонарь храма Иоанна Милостивого

Георгий Марченко.

Расписание занятий:

Каждый четверг в 20-00 после вечерней службы.

Для получения более подробной информации обращаться по телефону 8 (999) 065-45-32

Видео
alt

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.